Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Куда пойдем сегодня Горный штаб. Эрмитаж открыл большую выставку Рериха, где показывает артефакты, вдохновившие художника

Горный штаб. Эрмитаж открыл большую выставку Рериха, где показывает артефакты, вдохновившие художника

19 800
Источник:

Выставка Николая Рериха в залах-трансформерах основной анфилады Главного штаба Эрмитажа — рассказ о пути художника, археолога, коллекционера к идее о сохранении культурного наследия, которую подхватил весь мир. Название — «Твердыня пламенная» — позаимствовано у одного из известных сборников публицистики Николая Рериха, изданного впервые в 1933 году — за несколько лет до подписания Пакта Рериха, первого в истории договора об охране исторических памятников, художественных и научных учреждений.

До Эрмитажа, осенью 2023-го и весной 2024 года, выставку Рериха показывала Третьяковская галерея в своем новом здании на Крымском валу. Как и эрмитажная, она была трехчастной (первый раздел — работы по древнерусской истории и зодчеству; второй — написанное в Центрально-Азиатской экспедиции; третий — работы для театра) и также в яркой колористике (стены залов-трансформеров Главного штаба стали яркими — красными, желтыми, зелеными, синими). В Москве, по ощущениям, было больше самих работ Рериха, был выполненный по его эскизам театральный задник для балета «Половецкие пляски», как огромная диорама нависавший над выставкой в ее финале, находясь выше этажом. Было много его цитат.

В Петербурге ракурс кураторского внимания сместился непосредственно с картин в сторону «комментариев» к творчеству Рериха, роль которых играют музейные предметы, исторические документы, карты, фотографии, произведения из его коллекции. «Это не просто выставка Рериха — это еще и Рерих в Эрмитаже, что необычно, потому что выставки русских художников обычно проходят в других музеях», — объяснил один из кураторов выставки, научный сотрудник Отдела Востока Владимир Абинякин — ключевого отдела, занимавшегося проектом. Впрочем, выставку музей готовил не один, а с Санкт-Петербургским государственным музеем-институтом семьи Рерихов, при участии 20 музеев и культурных институций России, Белоруссии и Монголии, — на ней собрано более 500 предметов, относящихся к разным этапам жизни художника.

+2

Три зала отделены друг от друга атриумами — непривычно для осмотра выставки, но позволяет сделать паузу и подходить к новому разделу со свежим взглядом.

Первый зал — «древнерусский». Выставку открывают знаменитые картины художника из Третьяковской галереи — «Гонец. „Восста род на род“», приобретенный Павлом Третьяковым прямо с выставки в Академии художеств (за эту картину Рериху присвоили звание художника), и «Город строят». Тут же — малоизвестные произведения из собрания Музея Академии художеств «Натурщик» и «Отдых охотника».

В этом зале значительную часть витрин занимают археологические находки, рассказывающие о Древней Руси изображаемого времени: по словам кураторов, рериховское археологическое собрание в фондах Эрмитажа — это более 26 тысяч предметов, и на выставке показывают и вещи каменного века (янтарные подвески, кремниевые антропоморфные фигурки конца IV–III тысячелетия до нашей эры), и находки из средневековых памятников. Это бронзовые украшения XI–XII веков из Псковской губернии, вышитая ткань того же времени из Костромской губернии, костяной гребень из Прикамья IX–X веков, низка стеклянных бус с Новгородчины… Тут же — писала и восковые таблички (церы), фрагмент застывшего известкового раствора XI века из киевского Софийского собора и фресок с изображением ликов из Старой Ладоги.

Во втором зале посетитель попадает на Восток, в те самые знаменитые горы — это рассказ об экспедиции Рериха в Центральную Азию, поездках в Индию.

«Мы показываем оригинальные памятники буддийского и индуистского искусства, коллекцию тибетской живописи его сына Юрия Николаевича, живопись его сына Святослава Рериха», — рассказывает научный сотрудник Отдела Востока Эрмитажа Владимир Абинякин.

«Его увлечение Востоком было не просто игрой, он действительно пытался глубоко постичь идеи, культуру, формы, искусство и перерабатывал их в своем творчестве, вдохновляясь ими, это все становилось материалом для его картин, — продолжает он. — Горы, Гималаи — это самое известное. Но есть и менее известные сюжеты».

Отличный пример «раскрытия» сюжета Рериха кураторами на музейных предметах — картина «Священный дар».

«Мы видим композицию, понятную для западноевропейского человека: некоего мудреца, может быть, святого с длинной бородой, узнаем в нем черты иконографического типа Христа, — показывает Владимир. — Видим волхвов в причудливой одежде или святых, которые подносят ларцы, реликварии этой фигуре. У Рериха нет намеков на конкретных святых, это собирательный образ. И мы знаем, где он увидел эту композицию. Рядом мы показываем классический труд для востоковедов и всех, кто занимается изучением искусства оазисов Шелкового пути, — книгу Альберта Грюнведеля, посвященную древним буддийским памятникам Восточного Туркестана. И в ней представлен рисунок одной из росписей пещер внутри памятника архитектуры — знаменитая сцена разделения праха Будды (шарира): после того как Будда ушел в Нирвану, его тело, согласно индийским обычаям, было сожжено и частички праха разделены между восемью государствами, исповедовавшими буддизм в то время».

Но и это еще не все: в витрине изображения Рериха и Грюнведеля буквально «материализуются» в реальных исторических предметах.

«Поскольку мы в Эрмитаже, где находится богатейшая коллекция искусства азиатского Шелкового пути, мы можем показать не только рисунок, но и оригинальные произведения: здесь есть фрагмент росписи из такой же композиции, — продолжает куратор. — Это другой памятник, но композиции в буддийских монастырях повторялись, и вы видите такие же фигуры бодхисаттв, то есть пробужденных существ, которые несут урны, реликварии, что и на картине. Более того, мы смогли показать оригинальные реликварии и рукописи из Института восточных рукописей на буддийские сюжеты: это знаменитая Будда-Стотра (гимн Будде) того же самого времени, когда создавались эти росписи. Поразительно: используя коллекции других музеев, мы буквально можем „развернуть“ мир предметов, „овеществляя“ то, что мы видим на картинах Николая Константиновича».

Среди представленных здесь же экспонатов, — помимо знаменитых горных пейзажей — фотографии из Китайского Туркестана, Индии. А в центре — золотая статуэтка Авалокитешвары из Внутренней Монголии XVIII–XIX веков и живопись из Бутана конца XVIII века с изображением этого же божества.

+1

«Это изображение одного из самых почитаемых бодхисаттв, особых существ, населяющих „космос“ в представлении буддистов, — продолжает Владимир Абинякин. —  Когда-то это были люди, они совершили благородный восьмеричный путь, которому научил человечество Будда, путь, ведущий к освобождению от страдания. Они были уже готовы уйти в нирвану, но, обернувшись назад, увидели всех, кто следует за ними, и, испытывая невероятное сострадание к людям, решили отказаться от личного блага ради того, чтобы помогать другим в этом сложном пути. Во всех своих несчастьях люди обращаются к Авалокитешваре, чтобы он им помог. Поэтому потихоньку при его изображении у него появляется сначала несколько рук, в которых он держит свои атрибуты, а потом количество его рук все увеличивается. И мы можем встретить, например, одиннадцатиликого и тысячерукого Авалокитешвару, как на этой скульптуре, — чтобы у него была возможность помочь всем живым существам».

Но есть в этом зале и экспонат, который вряд ли кто заметит: он размером с гайку. И совсем уж точно никто не сможет его разглядеть (кроме его инвентарного номера). А ценность предмета меж тем велика: это зороастрийская печать, деревянная, с резьбой, II–VII веков.

«Это вещь уникальная, — рассказывает ведущий научный сотрудник Отдела Востока Эрмитажа Юлия Елихина. — Потому что вообще памятников зороастризма не так много (есть рукописи, посвященные зороастризму), а это же религия, которая существует и сейчас на территории России, даже в Петербурге много огнепоклонников».

Источник:

Наконец, третий зал — со слов кураторов, «завещание» Рериха, его «пророчество». Зал поделен пополам. На картинах с одной половины — неотвратимое наказание, с другой — надежда.

«Армагеддон» — это визионерская живопись Николая Константиновича, — объясняет Владимир Абинякин. — Исследуя мир человеческой культуры, в контексте его идеи о том, что культура — единственное, что может спасти мир, он предсказывает, что может случиться с человечеством, если этой идее не следовать».

С обратной стороны стенда — «Добрые травы (Василиса Премудрая)».

«Это сохраненный мир, полный спокойствия, мир, лишенный страдания, и это тот мир, который может возникнуть именно благодаря культуре, сохранению, изучению наследия, сохранению памятников, чтению литературы», — комментирует куратор.

+1

В этом же зале — картины, входившие в собрание Николая Рериха. И — самое необычное произведение на выставке: Пермский иконостас, изготовленный для фамильной церкви купцов и меценатов Каменских в Успенском женском монастыре в Перми. В 1920 году иконостас был передан в Пермский научно-промышленный музей, а в 1935 году икона «Архангел Гавриил» была отдана в Свердловский областной краеведческий музей. На выставке в Эрмитаже они воссоединяются.

Выставка «Твердыня пламенная». К 150-летию со дня рождения Николая Рериха будет открыта до 2 марта.

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE13
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED7
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях