Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Туризм Образ жизни Билеты на поезд кусаются больнее самолета. В чем причина такой дороговизны

Билеты на поезд кусаются больнее самолета. В чем причина такой дороговизны

22 453
Источник:

Лето-2024 стало пиковым для внутреннего туризма. Никогда еще петербуржцы не ездили так много по стране, и традиционные перевозчики оказались к этому не очень готовы. Некогда самый демократичный плацкартный вагон почти сравнялся по цене с самолетом, а цены на купе, которое еще и не найти, улетели в космос.

Путешествие на поезде на юг, как в старые добрые времена, становится уделом людей терпеливых, основательных и думающих сильно наперед. Сорваться и метнуться — это сейчас не про поезд. Причем если до Москвы еще можно купить билеты на завтра или на следующие выходные — либо руководствуясь принципом «за любые деньги», либо сильно жертвуя комфортом, то юг — это только сильно заранее, и деньги тут ни при чем.

Начнем с того, что «Сапсан» для импульсивных личностей стал уделом людей совсем не бедных. В ближайшие выходные на утренние «Сапсаны» билеты есть в достаточном количестве, но лишь в бизнес-классе (от 13 248 рублей) и в первом классе (27 959). Также есть опция «купе-переговорная» за 73 тысячи, но это сразу за четверых.

Ближайший день, когда на «Сапсан» можно взять билеты на семью из четырех человек, — пятница, 16 августа, на 06:40. Обойдется это более чем в 20 тысяч. Во все остальные дни в «экономе», если повезет, можно найти только по одному-два билета и по цене от 7 800 рублей. Есть «эконом+» и по 8 400. Следующее такое окошко пока есть на 20 августа, и там «эконом» стоит уже 7 400.

Секрет такой дороговизны — в знаменитом динамическом ценообразовании РЖД. Пятничный «Сапсан» на 16 августа, видимо, какой-то дополнительный и только появился в продаже, там на момент написания статьи было доступно 160 билетов эконом-класса. Поэтому цена — минимальная. В поезде на 20 августа в «экономе» осталось лишь 4 билета. И они уже в полтора раза дороже. То есть всей семьей добраться только до Москвы будет стоить уже 30 тысяч.

Разворачивайте курицу

Что же до «югов», с этим все куда жестче. Ближайший день, когда можно купить четыре билета в Адлер, — тоже 20 августа. Плацкарт и купе, кстати, в простых поездах почти не отличаются по цене: 7 400 и 7 900 соответственно. Но, конечно, поехать всем вместе не получится: все оставшиеся места в разных купе, и только два — в одном вагоне.

Ближайшая возможность поехать вчетвером всем в одном купе — 25 августа. Да, это, конечно, купе возле туалета, верхние два места по 11 тысяч, нижние — по 13. В плацкарте поехать вчетвером всем вместе возможно теперь только 9 сентября. Разумеется, тоже возле туалета, но зато все билеты стоят одинаково — по 7 тысяч. Раньше — только если брать в одном плацкартном «отсеке» оба боковых и верхние «как бы купе», и там уже как-нибудь как-то приспосабливаться.

При этом надо иметь в виду. На эту же дату, 25 августа, можно купить билет на самолет (авиакомпания iFly) по 8 900 на человека. Время в пути — 4 часа 50 минут против 2 дней 3 часов на обычном или 1 дня и 13 часов на двухэтажном экспрессе. «Смартавиа» и «Уральские авиалинии» в тот же день повезут за 9 500.

Совсем все плохо с билетами в Краснодар. Хоть какие-то места — четыре верхних в разных купе — можно найти только на 21 августа (7 000 — плацкарт, 7 400 — купе). Нижние места как класс появляются только в самом конце августа (по одному), а на полное купе можно рассчитывать не раньше 3 сентября. За 14 600 — нижние, 11 700 — верхние. Брать надо прямо сейчас.

В Крым ездит не РЖД, а частная компания «Гранд Сервис Экспресс». Но и у нее ситуация мало чем отличается. Ближайшие места на четверых — 26 августа. Зато имеет место социальная справедливость: плацкарт — 7 тысяч, купе — 15 800. Вчетвером вместе получится поехать не раньше, чем — внимание! — 19 сентября. На этот день доступно одно «плацкартное купе» (ну конечно у туалета). Все места стоят одинаково — по 7 тысяч. Плюс еще сколько-то за белье.

Альтернативы

Кроме Черного моря есть еще и Каспийское — не менее теплое, хотя и не такое устроенное. Так что смотрим и Махачкалу. Прямые поезда туда ездят из Петербурга через день. На ближайшую дату, 11 августа, уже ничего нет, а вот на 13 августа мест полно, в том числе и стрит-флеш, причем и в купе, и в плацкарте. Например, вагон № 14 с девятью купе пока вообще весь пустой. Верхние места по 13 тысяч, нижние — по 10. Полностью пустых плацкартных вагонов в этом поезде нет, но выбрать четыре места рядом легко и просто — все по 7 400. Аналогичная ситуация и на все следующие поезда.

Есть подвох. В этот же день из Петербурга в 8:35 вылетает самолет авиакомпании «Победа», который за 3 часа 40 минут привезет вас ровно в ту же самую Махачкалу за 7 700 с человека. Билеты на четверых есть. Поезд идет 2 дня и 3 часа.

На других популярных туристических маршрутах все попроще, хотя к импульсивным поступкам тоже не располагает. Например, в Казань можно вчетвером уехать хоть завтра, но три места будут в 9-м вагоне, а четвертое — в 10-м. Хотя, может быть, в этом что-то есть. А вот всем вместе — только 19 августа. И даже не у туалета. Нижние — 11 600, верхние — 9 500. А плацкартные в этом поезде стоят от 6 400.

Ну и традиционная ложка дегтя. «Аэрофлот» летает в Казань из Петербурга за 2 часа 25 минут и 6,5 тысяч рублей на человека. Поезд едет почти 20 часов.

Как это работает

Необходимо отметить, что ценообразование в поездах РЖД берется не с потолка. К примеру, билеты на плацкарты регулируются государством. Там очень сложная формула расчета, как они это называют, убыточности, исходя из которой ФАС каждый год разрешает повышать цены. В последний раз они повышались в декабре 2023 года — на 10,8 %. Если смотреть на статистику Росстата, который мониторит цены по всей стране, цены на плацкарт июль к июлю выросли примерно на столько во всех регионах.

Другое дело купе — они под госрегулирование не попадают и за год выросли в цене куда больше. Так, в среднем по стране — на 23 %, а в Петербурге — примерно на 26 %. В Москве, к слову, — на 22 %.

Есть еще один нюанс — сезонные колебания. И тут дело вовсе не в рыночных законах, а в директивах самого РЖД. Там за единицу принимается отрезок 1–8 января, после чего до 21 февраля действует самый низкий коэффициент — 0,85. Дальше он по чуть-чуть прирастает до 0,88, пока на неделю весенних каникул резко не скачет до 1,12.

Почти весь апрель ставка вновь пониженная (0,91), а дальше уже до конца сентября коэффициент повышающий. На майские — 1,13, потом до 12 июня чуть пониже, а с 13 июня по 30 августа коэффициент выкручивается по максимуму — до 1,2.

При этом есть и масса лайфхаков, как сэкономить на поезде. Как уже было сказано выше, идея выкупа купе полностью в ближайшее время на южных направлениях мало осуществима, зато если запланировать на попозже (тот же Краснодар в середине сентября), можно воспользоваться скидкой за выкуп купе. Если по отдельности билеты стоят в нем 41 492 рубля, то «по акции» — 37 435.

Дальше надо смотреть, как можно сэкономить на детях. К примеру, летом для них не действует обычная скидка, а вот почему-то на двухэтажные вагоны она есть. Если поискать, можно сэкономить до 50 %. Но там ряд условий — читайте мелкий шрифт. Кроме того, в некоторых поездах действует еще и 15 %-ная скидка на родителей, которые едут с детьми. А вот то, про что вообще мало кто знает, — скидка на день рождения! Если поездка запланирована за неделю до или неделю после дня рождения, можно сэкономить 10 %, причем не только на именинника, но и на трех его сопровождающих.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY8
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
22
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях