Триллион и новая палитра метро. Смольный показал проект бюджета на ближайшие три года

Опубликован проект бюджета Петербурга на 2022–2024 годы

Комитет финансов верит в «Газпром» и новый «Метрострой». В новом бюджете много стройки, трамваев и дорог — и никакого локдауна.

17
автор фото Александр Миридонов / «Коммерсантъ»
автор фото Александр Миридонов / «Коммерсантъ»
ПоделитьсяПоделиться

Финансовый блок Смольного вечером 21 сентября опубликовал проект петербургского бюджета на 2022–2024 годы. Некоторые его очертания были понятны по нулевым чтениям, за которыми следила «Фонтанка», а общие цифры — по доходам и расходам — вице-губернатор Эдуард Батанов представил днем во вторник. Не хватало деталей.


Финансовый блок оценил доходы бюджета в 2022 году в 874 млрд рублей — на 12% больше, чем в скорректированной версии бюджета 2021 года. Одним из главных драйверов станет рост поступлений от налога на прибыль организаций — сразу на 25%, до 268,9 млрд рублей. В деньгах прибавка составит 53,5 млрд рублей. Львиную долю этой суммы — 40 млрд рублей — обеспечит регистрация в Петербурге ПАО «Газпром». На встрече с журналистами вице-губернатор Эдуард Батанов и глава комфина Алексей Корабельников дали понять, что это консервативный прогноз: на деле «добавка» за переезд газового гиганта может оказаться даже больше. Но в этом случае деньги пойдут на покрытие дефицита бюджета.

А вот на прирост доходов от НДФЛ перерегистрация «Газпрома» серьезного влияния не окажет. Но все же в Смольном ждут увеличения и этого показателя — на 9%, до 363,2 млрд рублей.

Заметный рост, по прогнозу чиновников, ожидается от предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения. Если в 2021 году они принесут городу 44 млрд рублей (в скорректированном варианте бюджета), то в 2022-м — 60,4 млрд рублей (+37%). Поскольку значимую часть таких налогоплательщиков составляют представители пострадавших от коронавирусных ограничений отраслей, можно предположить, что новых локдаунов Смольный в экономику 2022 года не закладывает.

Поступления от налога на имущество ожидаются в размере 69,2 млрд рублей (+21%). Две трети этой суммы (45 млрд рублей) принесут организации. Доходы от использования городского имущества незначительно сократятся по сравнению с 2021 годом и составят 17,5 млрд рублей. Только от аренды Смольный надеется выручить 13,1 млрд рублей (+22%).

Расходы, судя по проекту бюджета, перевалят через заветную планку в триллион рублей на год раньше доходов — в 2023-м. Впрочем, регулярные корректировки главного финансового документа города учат не заглядывать далеко. Пока отметим: в 2022 году город намерен потратить 918 млрд — против 786 млрд, которым Смольный нашел применение в текущем году.

Сам финансовый блок предпочитает раскладывать расходную часть не по ведомствам, а по направлениям — о том, как вырастут траты города на здравоохранение, образование, транспорт и т. п., «Фонтанка» в общих чертах писала. Если увеличить разрешение, то можно обратить внимание, что строчка главного комитета пандемийной эпохи — по здравоохранению — выросла, даже по сравнению с откорректированным в сторону увеличения бюджетом 2021-го. Он получит в распоряжение 117 млрд рублей. Список задач — огромный; крупнейшие строчки — средства, направляемые в систему ОМС, субсидии бюджетным учреждениям, содержание и ремонт больниц, закупка лекарств. Его «коллега» — комитет по соцполитике — может рассчитывать на 82 млрд — примерно уровень года текущего. Комитету по образованию вписали 29 млрд — из них более 6 млрд пойдут на капремонт профильных учреждений, 2 млрд — на ремонт пищеблоков, миллиард — на оснащение предметными кабинетами,

Жилищный комитет дорастет до 37 млрд — и это ведь еще без субсидии на капитальный ремонт: ранее финансовый блок подтвердил свою готовность самоустраниться от этой программы и предложил ее оператору научиться расходовать то, что он собирает с населения. Половина — 18,5 млрд — пойдет на субсидии теплоснабжающим организациям за то, что батареи греются (кстати, где-то до сих пор не греются) по льготным тарифам; Смольный то уменьшает эту строчку, если ковид не дает вздохнуть спокойно, то возвращает в исходное состояние — с ТГК-1 и с ГУП «ТЭК», которому нужны средства на реконструкцию сетей Пушкинского и Колпинского районов, договориться, видимо, проще, чем с фондом капремонта. Большая часть оставшихся средств — различные жилищные программы.

Дорожно-транспортный блок набухает опережающими темпами. Комтрансу прописан 91 млрд рублей — в полтора раза больше, чем в году текущем после корректировки. Это не удивительно: во-первых, он набрал полномочий и подведов от КРТИ, а во-вторых, начиная с апреля должно начаться внедрение новой модели транспортного обслуживания: перевозчики начнут выполнять контракты новой формы, а со второго полугодия никаких других контрактов вообще не останется. Плату за обслуживание компании будут целиком получать из бюджета: учитывая «короткий» год, в 2022-м на это заложены 10 млрд, дальше — уже примерно по 30 млрд ежегодно. Традиционно впечатляет субсидия метрополитену опять же за льготный тариф — порядка 26 млрд каждый год; Горэлектротрансу за это же положено 12 млрд, как и автобусникам («Пассажиравтотрансу» и коммерсантам до наступления транспортной реформы). «Фонтанка» писала, какие запросы у городских перевозчиков на следующий год и как они скажутся на цене проезда.

ГЭТ получит еще 10 млрд на увеличение уставного капитала — говоря проще, на начало своей программы модернизации, которая целиком потянет на 123 млрд и под которую в том числе Смольный берет инфраструктурные кредиты. Отдельной строчкой отражены 4,7 млрд на приобретение трамваев в 2022-м и около 7 млрд — в 2023-м. Еще 2,1 млрд — традиционная субсидия от Смольного ТКК — на то, чтобы «Чижик» продолжал катать пассажиров в Красногвардейском районе и не огорчал концессионера выручкой.

Также в полтора раза «потолстел», кстати, и КРТИ, несмотря на сокращение сферы влияния. Ему в проекте бюджета выделяют 60 млрд, но и здесь ничего удивительного: основной рост за счет метро. Город заранее заявил, что выруливать из банкротства «Метростроя» будет одновременно с кратным увеличением расходов на подземку, цифры известны — 28 млрд в 2022 году. Однако и это не предел: судя по всему, ко второму чтению проекта бюджета поднесут уже заявку на 50 млрд, финансовый блок спорить не собирается.

По 8 млрд в год направят на текущий ремонт дорог, по 2 млрд — на капитальный, почти по 4 млрд будет тратить повелитель городских набережных и переправ «Мостотрест» — Биржевой мост, к примеру, с октября уходит на длительную реконструкцию. Ремонт трамвайных путей, который обычно был опальной строчкой в бюджете, теперь съест 1,8 млрд в 2022 году, а дальше будет еще больше. Учтена городская доля в строительстве Витебской развязки ЗСД — 3,9 млрд, 2,5 млрд и 2,8 млрд в следующие 3 года.

Несмотря на существенный рост, метро — сравнительно небольшая часть адресной инвестиционной программы города, в рамках которой бюджет дает деньги на строительство всего — от фонтанов до больниц. В целом она составит внушительные 133 млрд. У КРТИ, помимо названных 28 млрд на подземку, значится в ней еще 13,9 млрд собственно на дороги (из них 2,7 млрд должны дать федералы). Список объектов, в общем-то, известен: кроме Витебской развязки, это Южная широтная магистраль, развязка Московского шоссе и Дунайского проспекта, реконструкция Петрозаводского и Приморского шоссе (все это — как раз с московскими деньгами), а также Зеленогорское шоссе, пробивка Шуваловского проспекта, Южная улица. Если вернуться к метро, то нельзя не отметить качественное изменение: в программу, помимо уже прописавшихся там долгостроев вроде «Горного института» и «Казаковской», наконец-то добавили новых персонажей: продолжение зеленой и фиолетовой линий. Они и раньше там значились, но номинально. Сейчас же на участок от «Беговой» до «Каменки» (она же «Зоопарк») уже в 2022 году заложено 3,4 млрд, на перегон от «Комендантского проспекта» до «Шуваловского проспекта» — менее миллиарда, но важен сам факт. 800 млн вписаны на новый участок Красносельско-Калининской линии до «Каретной» и 210 млн — страшно сказать — на оранжевый перегон до «Кудрово».

Программа комитета по строительству — школы, детсады, больницы и прочее — вырастет до 30 млрд в следующем году. Комитет по инвестициям, как и обещал, перекинул в 2022 год все те 10 млрд, которыми должен будет вложиться в строительство «СКА Арены». Комитет имущественных отношений нарастил свою годовую программу почти до 40 млрд; большая часть — выкуп объектов недвижимости, но 2,5 млрд КИО направит на инвестиции в ремонтную программу «Теплосети» (и наращивание доли города в ее капитале). Еще 3 млрд заложены в 2022-м на развязки ЗСД — Витебскую и Шкиперскую; судя по всему, речь идет о выкупе земли под стройку.

Несмотря на этот оптимизм, 27,5 млрд комфин прячет в резервный фонд правительства Петербурга — оттуда при необходимости достают деньги на все антиковидные нужды. Дефицит бюджета установили на уровне 43,8 млрд рублей, и почти целиком гасить его предполагается за счет выпуска гособлигаций. В целом размер госдолга Петербурга может вырасти к концу 2022 года до 128,4 млрд рублей — то есть в полтора раза по сравнению с той планкой, которая поставлена в этом году.

Николай Кудин, Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

автор фото Александр Миридонов / «Коммерсантъ»
автор фото Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (17)

Метро, метро, метро!
Деньги есть! Ура!
Новый метрострой есть! Ура!
Вот только кто, чем и из чего будет строить?
Ни рабочих новых, ни щитов новых, ни материалов не появилось!
Поменялись клерки у кормушки и наполнилась кормушка!
Будьте уверены! Деньги съедят, а вот метро не будет!

Юго Запад еще 20 лет подождет метро. "Надо потерпеть немного"

И толку от газпремовских денег, если все они пойдут на строительство метро исключительно вокруг кукурузины? Хотя строить его надо ровно в противоположной стороне.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...