Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Бизнес Общество Дар предвидения «кремлевского кулинара»

Дар предвидения «кремлевского кулинара»

6 753
Юрий Мартьянов/Коммерсантъ

«Фонтанка» присмотрелась к механизму заключения государственных контрактов, связанных со строительством военных городков, и столкнулась если не с магией, то с даром предвидения точно.

Конкурсы на право проектировать и строить военные городки проводятся регулярно. Но они не всегда имеют значение. Выяснилось, что проводимые конкурсы – невинный камуфляж, который никого не обманывает. Всё не только бывает решено задолго до конкурса, но иногда и построено до конкурса. Построено компанией «Мегалайн», которая была тесно связана с ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг», а ныне формально от неё независима. «Конкорд» часто упоминают в связи с именем «кремлевского ресторатора» Евгения Пригожина. Как говорят сотрудники «Мегалайна», причина успеха фирмы в том, что «Евгений Викторович – большой друг Владимира Владимировича».

После того, как созданный министром Анатолием Сердюковым «Оборонсервис» был признан слишком вороватым для обслуживания армии, контракты стали получать чисто коммерческие организации. Многие из них оказались связанными с петербургским коммерсантом Евгением Пригожиным, который постепенно занял почти монопольное положение по обслуживанию военных городков.

«Мегалайн» ворвался на рынок государственного военного заказа в 2014 году. Сначала это были контракты на санитарное обслуживание и содержание военных городков, затем появились и более серьезные задачи – такие как планирование и строительство. Если присмотреться к последовательности событий, то станет очевидно, что конкурсные процедуры – лишь прикрытие уже достигнутых договоренностей. Потому что «Мегалайн» начинает проектировать и строить иногда за несколько лет до того, как «выиграет» соответствующий конкурс. Очередной пример случился три дня назад.

Под ключ за две недели

Цена очередного контракта по меркам «Мегалайна» скромна – немногим более 234 миллионов рублей, но годится как пример. Конкурс на проектно-изыскательские работы и подготовку градостроительной документации по военному городку № 5 в Кореновске Краснодарского края объявлен 30 июня 2016 года. Извещение на официальном сайте госзакупок разместило Главное управление специального строительства № 4 при Спецстрое России. Согласно контракту, весь объем работ подрядчик должен выполнить до 10 августа 2016 года.

С учетом сроков рассмотрения предложений и заключения контракта, чистого рабочего времени у потенциального подрядчика – максимум две недели. За это время необходимо:

– провести геологические, геодезические, экологические и археологические изыскания;

– рассчитать инженерные нагрузки;

– согласовать сброс сточных вод;

– разработать и утвердить градостроительный план;

– сформировать или уточнить границы земельного участка и обеспечить постановку на кадастровый учет;

– подготовить пакет документов для списания зданий, подлежащих сносу;

– разработать архитектурно-планировочные решения для зданий, которые необходимо построить;

– санитарно-эпидемиологическое заключение получить, со всеми согласовать и через экспертизу Минобороны пройти.

Общая площадь участка – более 400 гектаров, и разместиться там должны зенитная ракетная бригада, бригада разведки и центр геопространственной информации и навигации. Заданием предусмотрено проектирование всего, что необходимо для нормальной деятельности войск: штабы, казармы, полигоны, учебные комплексы и прочее – вплоть до помещений контрольно-пропускных пунктов.

Специалистам сроки показались нереальными. Филиал Государственного специального проектного института (структура Атомэнергомаша) обратился в управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю с жалобой, посчитав, что сроки исполнения работ нарушают антимонопольное законодательство. Краснодарское УФАС в удовлетворении жалобы отказало, согласившись с позицией УССТ № 4, которое заявило, что «проектные организации вполне могут уложиться в указанные сроки».

Единственной «проектной организацией», которая взяла на себя смелость уложиться в сроки, оказалось не специализированное предприятие (например, собственное профильное Центральное проектное объединение Спецстроя якобы от этого задания отказалось), а ООО «Мегалайн».

«Фонтанка» не сомневается, что «Мегалайн» справится с задачей. По той простой причине, что «Мегалайн» уже работает над ней в течение нескольких лет.

Дар предвидения

Как ни странно, но в 2014 году «Мегалайн» заключил договор с петербургским ЗАО «Управление специальных строительных работ» (УССР), в соответствии с которым УССР должно было провести инженерно-изыскательские работы на участке 5-го военного городка «Дядьковское». По словам генерального директора УССР Сергея Яковлева, его предприятие эти исследования уже провело, и техническое задание совпадало по составу зданий и сооружений с тем, что ГУССТ № 4 выставило летом 2016 года. То есть то, за что, судя по техническому заданию, ГУССТ № 4 намерено заплатить летом 2016 года, на самом деле сделано в сентябре-ноябре 2014 года.

Есть основания полагать, что были выполнены не только инженерно-изыскательские работы, но и планирование. На одной из тендерных площадок в мае 2015 года «Мегалайн» разместил приглашение всем желающим поучаствовать в тендере на планирование «зданий и сооружений» на территории 5-го военного городка. Каким-то образом список этих зданий и сооружений полностью совпадает со списком из технического задания ГУССТ № 4 к конкурсу, который будет объявлен лишь год с небольшим спустя.

Одно из двух: либо в «Мегалайне» обладают даром предвидеть будущее, либо конкурс на составление градостроительной документации – фикция с заранее известным победителем.

Это другая линия

«Фонтанка» связалась с генеральным директором «Мегалайна» Геннадием Корупятником. Генеральный огорошил «Фонтанку» откровенностью.

- Геннадий Павлович, объясните, пожалуйста. Мы ознакомились с техническим заданием конкурса УССТ № 4 по пятому военному городку в Кореновске. Но работы, предусмотренные техзаданием, уже частично выполнены УССР ещё в 2014 году, кроме того, «Мегалайн» нанимал подрядчика для выполнения другой части работ летом 2015 года – перечень объектов и работ совпадает. Мы правильно понимаем, что это те же самые работы?

– Правильно понимаете.

- То есть эти работы уже выполнены?

– Не все. Там по другой линии работали, и в какой-то степени часть из этих работ была выполнена.

- Значит, конкурс – это проформа?

– Нет, не так... Вот вы бы приехали ко мне, я бы рассказал.

- Буду через пятнадцать минут.

– Сейчас нет... Часика через полтора перезвоните.

Полтора часа превратились в три и в четыре. Затем последовало СМС с извинениями за то, что встреча не состоится.

Владимиру Владимировичу виднее

Раз не удалось получить ответ от руководителя, мы обратились к исполнителю – к одному из инженеров «Мегалайна», работающему над проектом. Он сослался на то, что «Мегалайн» проводит работы в соответствии с уже заключенным ранее контрактом.

Такой контракт действительно есть, он заключен без конкурса в декабре 2015 года с Управлением специального строительства № 1. Но, во-первых, он предусматривает не весь комплекс работ, а исключительно блок-модульные конструкции для размещения 77-й бригады, что является лишь малой частью общего задания. Во-вторых, и он заключен уже после того, как «Мегалайн» силами подрядчиков провел инженерно-изыскательские и проектные работы. Когда мы обратили внимание нашего собеседника на эти факты, он сослался на свою скромную роль:

– Я обычный проектировщик. Если хотите чего-то добиться, надо обращаться к Евгению Викторовичу. Я давно разочаровался в нашем государстве и делать попытки что-то изменить не хочу.

- Полагаете, что всё делается правильно?

– Учитывая тот факт, что мой прямой шеф Евгений Викторович является близким другом Владимира Владимировича… Если Владимир Владимирович допускает делать то, что делает Евгений Викторович, ему виднее.

«Фонтанка» решила спросить ГУССТ № 4. Руководителю учреждения направлен запрос с просьбой ответить, каким образом объявляется конкурс на проведение работ, уже исполненных. Тем более что, по информации «Фонтанки», к настоящему времени не только завершено проектирование, но и вовсю идет строительство.

Воспоминания о концессии

Собеседники «Фонтанки», близко знакомые с ситуацией, сложившейся в военном строительстве, подсказали вероятную разгадку необъяснимого предвидения. Возможно, конкурсы на строительство городков приходится проводить в связи с провалом программы концессионных договоров, которую Евгений Пригожин пытался провести в 2014 году. Если верить электронной переписке, якобы украденной хакерами из «Анонимного интернационала», Пригожин лоббировал законопроект, позволяющий заключать концессионные соглашения, закрепляющие право на обслуживание реконструируемых и вновь построенных военных городков на десятки лет. Тогда его позицию поддержал ряд руководителей Минобороны, но что-то не сложилось, и проект принят не был. А начатые в расчете на концессию работы надо окупать.

Виллози – на очереди

Мы ждем развития событий. Например, с 2015 года «Мегалайн» активно привлекает подрядчиков к работам по изысканиям, планированию и строительству на территории военного городка в Виллози Гатчинского района. Никаких следов государственного контракта «Фонтанке» найти не удалось. Так что есть все основания ждать скорого объявления конкурса на проведение тех работ, которые уже проведены «Мегалайном» и его подрядчиками. С единственно возможным результатом.

Денис Коротков,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях