Крупные предприятия судостроительной отрасли, включая петербургское ООО «Кингисеппский судостроительный завод» ОСК, обратились с коллективным письмом к министру промышленности и торговли Антону Алиханову. Документ изучила редакция «Фонтанки». Они просят спасти их от финансового коллапса, который грозит им после требований ведомства вернуть выделенные ранее субсидии с огромными штрафами, общая сумма превышает 1,1 млрд рублей.
Три компании — петербургский «КМЗ» ОСК, «Прохим» (Орловская область) и «НПО „ГЦКБ Речфлота“» (Нижегородская область) — описали сложившуюся ситуацию как критическую. Все они являются получателями субсидий по постановлению правительства № 1872 на разработку и импортозамещение судового оборудования: насосов, брашпилей, якорей, редукторов и даже корабельных прачек.
Несмотря на то, что работы по проектам близки к завершению, а некоторые изделия уже используются на новейших атомных ледоколах проекта 22220 и фрегатах, Минпромторг потребовал вернуть деньги.
Суммы возврата для компаний, следует из письма, выглядят катастрофическими. Так, у «КМЗ» требуют вернуть свыше 15% выручки предприятия за три года. Для «ГЦКБ Речфлота» сумма возврата соответствует почти 20% трехлетней выручки, «Прохим» должен отдать 10%.
Основные причины срыва сроков, по версии компаний, — внешнеполитическая обстановка и санкции, которые привели к сбоям в цепочках поставок и росту стоимости комплектующих. «КМЗ» и «ГЦКБ Речфлота» вовремя подали в Минпромторг мотивированные заявления о переносе сроков, предоставив все документы.
Однако, как утверждается в письме, межведомственная комиссия (МВК) Минпромторга им отказала, в то время как другим получателям субсидий аналогичные отсрочки были согласованы. Это, по мнению авторов письма, свидетельствует о «несоблюдении принципа единообразия».
Компании просят Минпромторг разрешить им доработать проекты до конца 2026 года с уплатой всех предусмотренных штрафов, но без возврата субсидий. Они также предлагают изменить регламент и позволить компаниям обжаловать решения МВК и повторно подавать заявления о переносе сроков. В противном случае, предупреждают авторы письма, выполнение гособоронзаказа и федеральных программ по импортозамещению в судостроении окажется под угрозой, а сами предприятия могут оказаться на грани банкротства.
«КМЗ» в рамках исполнения соглашений Постановления Правительства РФ 1872 разрабатывает и поставляет на производство критически важное судовое комплектующее оборудование для нужд гражданского судостроения, рассказали на заводе «Фонтанке». Речь идет о насосах, якорях и брашпилях.
Возврат денег существенно скажется на финансовой устойчивости предприятия, говорят в отрасли.
— Возможность продления позволит улучшить технические характеристики изготавливаемых серийно изделий, — прокомментировали изданию ситуацию на предприятии. — Это даст возможность на равных конкурировать с иностранными аналогами в целях обеспечения технологической независимости в судостроительной отрасли России.
«КМЗ» официально вошел в состав Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) в июле этого года.
Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». А еще мы создали канал в MAX, чтобы размещать там только эксклюзивный и действительно важный контент. Подписывайтесь — будем держаться вместе!
















