
В апреле Денис Рубин рассказывает о «попсовом» альбоме The Mars Volta, стабильно-постоянных Stereophonics, бодрых и прямолинейных Viagra Boys, ушедших от фирменного нуара Red Snapper, новом измерении инди-фолка от Bon Iver, тихом и мощном «Мегаполисе», романтическом инди «Комнаты 105», ярком молодом проекте ОСОКА, новинках «Три дня дождя» и Pharaoh, а также о поп-дарк-фолк-проекте опытных петербургских музыкантов Taelitha.
«Мегаполис». «С прочностью нитки»
Сложно выразить, куда движется группа, заработавшая свою популярность на исполнении интеллигентных поп-песен про Карл-Маркс-Штадт. Хотя если хоть немного погрузиться в то, чем занимался фронтмен ансамбля Олег Нестеров, то станут намного понятнее все последующие трансформации.
Ещё на заре отечественного шоу-бизнеса Олег создал по сути первый независимый лейбл «Снегири» и ряд дочерних саблейблов, писал книги, где соединял музыку и альтернативную реальность, сочинил целую программу выдуманных саундтреков, которые превратил в полноценный спектакль. Придумал сайд-проект интеллектуального инди Zero Lines и огромный синтетический, протяженный во времени перформанс, посвященный самым крупным российским композиторам двадцатого века.
А если добавить к личным заслугам Олега невероятное мастерство и особенное мышление музыкантов его ансамбля, уже не вызовет никакого удивления то, что «Мегаполис», оставаясь в нише мейнстрима, записал, наверное, самый экспериментальный и сложный альбом в отечественной музыке за последние лет пять.
Богатство и парадоксальность аранжировок и мелодий, «простые, но непростые» тексты и общая гармония остраненного минора. Но такого минора, который можно назвать просветленным. Словно сквозь сложнейшую и хитросплетенную серую дымчатую ткань уверенно движется сияющая на солнце острая и блестящая игла.
«Три дня дождя». «Висхолдинг»
«Три дня дождя» — яркий пример того, как сейчас работает музыкальный бизнес. Без особых эфиров, без широкой традиционной медийной поддержки, распространяясь через сети, сарафанное радио посетителей концертов и так далее — и вот уже группа уверенно собирает большие залы и получает десятки тысяч прослушиваний на стримингах.
Вполне возможно, что название «Три дня дождя» многие здесь вообще услышали впервые, а группа между тем прекрасно себя чувствует вместе со своей огромной молодой и симпатичной аудиторией.
Основная причина популярности — собственно, сам музыкальный материал, уверенный, хорошо сделанный мелодичный и напористый поп-рок мрачноватого разлива. Так, наверное, могли бы звучать Editors или Franz Ferdinand, родись они в России. Убедительная меланхолия музыки поддерживается хорошими текстами, лаконичными и образными, но не перегруженными.
Если ранние релизы проекта были более эксцентричными, смотрели, скорее, наружу из темных глубин лирического героя, то последний альбом больше зациклен на его внутреннем мире и любовных переживаниях. Следуя этой центростремительной силе, музыка соответствующе поменялась. Аранжировки и инструментарий стали тоньше, в них больше внимания уделяется нюансам — при сохранении мощной внутренней энергии.
Все под стать названию, ведь висхолдинг — это абьюз через игру в молчанку. Полного молчания на этом альбоме нет. Но фигуры умолчания (музыкального и лирического) используются вовсю и действуют очень эффективно.
Pharaoh. 10:13
Нового альбома Глеба Голубина aka Pharaoh фанаты ждали три года, что по меркам рэп-музыки, традиционно плодовитой и скорострельной, очень долго. И на новом альбоме Глеба Голубина больше чем Pharaoh. За три года относительного молчания артист словно занимался тем, что сдирал с себя маски сценического персонажа и возвращался к самому себе.
Во многом сыграли роль личные обстоятельства: артист женился на финалистке «Битвы экстрасенсов» (о любви к жене тоже есть на альбоме), отстранился от шумных тусовок и вообще перешел к формату более затворническому, чем можно было бы ожидать от медийной иконы.
Бегство от образа привело к размытию бренда, что сказалось на музыкальном материале. Он стал более рваным и эклектичным, с него стерлась глянцевая цельность. Pharaoh кидает на эмоциональных качелях от сатирических читок про современное общество и его фальшь до признаний в любви и обращений к Богу.
К Богу здесь вообще очень много отсылок. Вплоть до названия — номера библейского стиха.
Такая вот то ли проповедь, то ли отповедь, то ли тихая заводь новоявленного отшельника. Повзрослевшего и задумавшегося, что в целом пошло музыке на пользу.

«Комната 105». «Сослагательное наклонение»
Гамлет Мовсисян — одна из знаковых фигур в петербургской модной тусовке. Он и музыкант, и диджей, и ресторатор, и светский персонаж. Но главным его делом всегда была группа «Комната 105». И как он ни пытался ее забросить, она всегда возвращается в его жизненный контекст. На этот раз в виде полновесного альбома новой инди-романтики, в которой цельность общей атмосферы и стилистическое единство в нужных местах разорваны в клочья неожиданными музыкальными экспериментами, при содействии друзей-музыкантов — Ника Брусковского, Антона Бендера и даже Сергея Летова.
Вряд ли этот альбом станет саундтреком для модных вечеринок, но абсолютно точно зайдет вам в момент похмельных afterparty после них.
ОСОКА. «Символы»
Первый ЕР певицы Анны Атмаховой, девушки с особенной судьбой (погуглите сами), имеет все претензии (обоснованные) на то, чтобы претендовать на звание новой Земфиры. Хотя при этом поэтика Анны самобытна и одним сравнением с Земфирой здесь не обойтись.
Простые тексты, но с двойным дном. Простые мелодии, но усложненные трип-хопом, благодаря гению продюсера Виктора Санкова. Однозначно лихой и проникновенный поп-продукт с неоднозначно глубоким подтекстом.
Говорят, песен у Анны в запасе уже написано очень много. Поэтому ждём продолжения. С замиранием.
Taelitha. «Песни о любви, коварстве, разлуке и радости»
Совершено новый проект Леонида Новикова, лидера группы Para Bellum, вообще не похожий на Para Bellum.
С первых минут кажется, что в России наконец появилась убедительная дарк-фолковая группа. И группа это играет изобретательно и хорошо.
После, когда вступает вокал, даркфолк перестает быть даркфолком, и проект трансформируется в нечто новое, в целом не имеющее аналогов в отечественной музыке. Разве что отдаленно песни можно сравнить с творчеством «Калинова моста».
Но это только первое и поверхностное сравнение. В отличие от Ревякина, здесь упор делается не на шаманизм, а на декадентскую безнадегу.
При прослушивании нескольких первых песен кажется очень сложным примирить для себя живущие словно в разных системах координат музыку и поэтику. Но постепенно свыкаешься и даже втягиваешься.
В любом случае на ниве современного русскоязычного рока появилась новая и, кажется, вполне яркая боевая единица.
The Mars Volta. Lucro Sucio; Los Ojos del Vacio
Иконы новейшего прог-рока, виртуозы тяжелейшего арта решили записать идеальный поп-альбом. Разумеется, в том смысле, который они вкладывают в это понятие.
Здесь практически нет ничего из того, за что все полюбили Mars Volta. Главное, из альбома вообще испарился даже намек на тяжелый рок. Напротив, он наполнен легчайшими мелодиями и текстами, ритмами латино, переборами испанской гитары и чуть ли не, прости господи, приметами солнечного соула.
На первый взгляд альбом со своей легковесностью кажется совсем «не в кассу». Если не отбросить предубеждения, то пластинка рискует показаться проходной и невнятной.
Но это не так. Ушла только тяжесть, но все остальное — изобретательные музыкальные структуры, изломанная сетка песен, отсутствие привычных чередований куплет-припев и общий хитросплетенный подход к созданию музыки остались. Более того, на столь легком материале они воспринимаются ещё более выпукло.
Короче, снова боги. На этот раз поп-боги.
Stereophonics. Make ‘em Laugh, Make ‘em Cry, Make ‘em Wait
Уэльская группа радует постоянством. Найдя тридцать лет назад универсальную и приемлемую формулу своей музыки — бодрые, слегка подвернутые сентиментальностью баллады-боевики стадионного охвата и размаха, — они закрепились в этих рамках и продолжают укрепляться в них до сих пор.
В их системе ценностей стабильность главенствует над экспериментом. И подобная стойкость и монолитность — редкая по нынешним временам — позволяет сохранять за собой уверенную и преданную аудиторию.
В общем, хотите проверенного гитарного поп-рока с интеллигентным выражением лица — отправляйтесь к Stereophonic. Получите все, на что рассчитываете
Red Snapper. Barb and Feather
Red Snapper в свое время поймали волну на фоне повального увлечения трип-хопом, предъявив миру свою версию этого стиля — сыгранного без всяких электронных примочек, исключительно на живую и с использованием джаз-рокового инструментария.
Следуя трип-хоп-тренду, RS создавали музыку нуарную, слегка депрессивную, с выверенной долей интеллектуальной агрессии. За это их сразу полюбили в мире и особенно в России, которая в нулевые очень тосковала по кривым ритмам.
На этой волне Red Snapper плыли двадцать лет, постепенно теряя массового слушателя, но продолжая тянуть за собой костяк преданных фанатов.
В 2025 году они вдруг сделали альбом, который наполовину непохож на то, что они делали раньше. Он начинается в традиционном для ансамбля саунде, но спустя три песни неожиданно становится солнечным, теплым и радостным, уходя от привычного нуар-трип-хопа в сторону задумчивого соула и даже регги.
Звучит очень свежо и приятно. И скорее всего, несмотря на отход от канонов, искренне порадует своих поклонников. Но, будем честны, если бы ваше знакомство с группой началось именно с этого релиза, вы бы вряд ли получили ту степень впечатлений, которая заставила бы вас занести Red Snapper в список своих любимых исполнителей.
Bon Iver. Sable. Fable
Этот альбом Джастин Вернон вынашивал шесть лет. За это время успел отвлечься от своего инди-фолкового бэкграунда и поработать в качестве cаунд-продюсера над пластинками Taylor Swift и Charlie XCX. И это не могло не сказаться на его подходе к музыке.
Если изначально Bon Iver творили чудеса, упорно исследуя тему альтернативного фольклора и индитроники, при этом уверенно попадая во все коммерческие хит-парады, то на новой пластинке Джастин вообще решил все делать иначе.
Здесь тоже есть фолк, более того, здесь все пронизано идеей фолка, но при этом исполнено с применением богатейшего арсенала современных технологий и музыкальной мысли. Теперь это не просто грустные и слегка занудные баллады, а экспериментальный r’n’b вперемешку с мощными поп-хитами.
Песни обладают привычной стройностью (по части мелодии и текста), но отказались от обычной строгости. Это очень разный и очень рваный альбом. Но таков замысел. И замысел работает. Пластинку можно назвать лучшей в дискографии Bon Iver.
И отдельная забава — разнообразный мерч, выпущенный в качестве промо: весь лососевого цвета. В том числе банки консервированного лосося.
Viagra Boys. Viagr aboys
Шведская версия новой «дикой волны», в ряду с такими панк-монстрами, как Slaves и Idles, Viagra Boys всегда отличались от своих коллег-конкурентов большей тягой к эксперименту. Казалось, им было мало чистой экспрессии и агрессии и хотелось дополнительно «дать джазу». За джаз обычно отвечали партии хриплого и брутального саксофона и легкая синкопированность вокалиста.
Но, похоже, Viagra Boys наигрались в эксперименты. И решили, как и прочие товарищи, отдать дань примитивной простоте. Из нее они вытащили максимум драйва и напора. Стали звучать ещё более мощно и убедительно. Но, похоже, растеряли собственную идентичность и стали менее интересны.
Для разового прослушивания отлично. Дважды — вряд ли.
Денис Рубин, специально для «Фонтанки.ру»
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».