Город Общество Дом Радио Вывихнутый звук. Как во Второй студии Дома Радио восстанавливают акустику

Вывихнутый звук. Как во Второй студии Дома Радио восстанавливают акустику

4 376

Вторая студия Дома Радио уже давно не использовалась как полноценный концертный зал. Звук в красивом помещении с кессонным потолком давал сильное эхо, что делало невозможным любое выступление. В ходе реставрации, начатой в прошлом году по инициативе банка ВТБ, специалисты выяснили, в чем была проблема. Рассказываем о том, как и когда искалечили звук Второй студии, которую сейчас «лечат» инженеры, архитекторы и реставраторы.

Призраки старых пилястр

Кессонный потолок Второй студии | Источник: Дмитрий Егоров / предоставлено пресс-службой ВТБКессонный потолок Второй студии | Источник: Дмитрий Егоров / предоставлено пресс-службой ВТБ

Кессонный потолок Второй студии

Источник:

Дмитрий Егоров / предоставлено пресс-службой ВТБ

Изначально Вторая студия не была залом для выступлений. Здесь находилась театральная столовая с характерным для начала XX века декором: лепнина на потолках, колонны, пилястры, большой камин. Во всяком случае, именно такой облик помещения можно представить, если посмотреть на архивные фотографии, найденные реставраторами. Все они относятся к тому периоду, когда Дом Радио занимал, в числе прочих, Пролеткульт — и располагался именно в бывшей столовой.

«Вот посмотрите, — Мария Шапченко, архитектор проекта, руководитель АРМ2 ООО „НИиПИСпецреставрация“ очерчивает кончиком карандаша группу сумрачных людей на фоне белой стены, украшенной пилястрами. — По конфигурации и расположению дверей в помещении явно считывается архитектура этой комнаты. За людьми явно камин — а когда мы вскрывали полы, то на этом самом месте нашли бетонную заливку под него, а в стене дымовой канал со следами сажи. Расстояние между дверями то же самое — и вот здесь фальш-дверь».

Сейчас от всего этого не осталось и следа. Затейливый декор в стиле эклектики просуществовал до самой войны. К середине XX века отделка и оборудование Дома Радио, где с момента строительства не было ремонта, морально устарели и нуждались в модернизации. В 1957 году организация «Ленпроект» подготовила документы для полной реконструкции здания — и в ходе работ бывшая столовая изменилась до неузнаваемости. От прежней роскоши не осталось даже воспоминаний — только тени на старых фотографиях. Зато появилась Вторая студия — такая, какой мы ее знаем.

Искусство на основе ваты

Советским архитекторам предстояло решить непростую задачу — сделать концертный зал из помещения, которое проектировалось как столовая. В отличие от Первой студии, назначение которой, по большому счету, не изменилось, во Второй не было акустики вообще. Чтобы это исправить, на стены поместили акустические панели, постелили новые полы и уменьшили количество окон, «откусив» часть зала для аппаратной. Но главным инженерным решением стал кессонированный потолок.

Кессоны — это любой формы углубления в плоскости потолка, и в основном их функции декоративные. Во Второй студии кессоны сделали круглыми, а в центре каждого внутрь поместили решетки, сделанные из гипса на тонкой проволоке. Теперь вместо того, чтобы биться о потолок, звук уходил в кессонные отверстия — а там сталкивался с акустической перемычкой. Состояла она из перфорированных листов оргалита, на которые уложили мешки с минеральной ватой. Таким образом, пройдя через кессоны, звук попадал в тонкие дырочки — перемычки и, столкнувшись с мягким, рассеивающим препятствием, возвращался обратно.

«Это было, скорее всего, хорошее решение, — говорит инженер Владимир Яшкин, исполнительный директор ООО „Акукон“, который занимается акустической частью проекта по реставрации Дома Радио. — Я говорю „скорее всего“, потому что хорошего звука во Второй студии никто не слышал со времен ремонта в 1970-е годы, когда все отверстия кессонов замазали гипсом и забили досками. Это безнадежно испортило акустику в зале — наталкиваясь на препятствие, звук давал сильный низкочастотный гул, причем чистого тона».

Решетка кессона | Источник: Дмитрий Егоров / предоставлено пресс-службой ВТБРешетка кессона | Источник: Дмитрий Егоров / предоставлено пресс-службой ВТБ
Акустическое устройство кессона внутри | Источник: Дмитрий Егоров / предоставлено пресс-службой ВТБАкустическое устройство кессона внутри | Источник: Дмитрий Егоров / предоставлено пресс-службой ВТБ

Судя по всему, во время последнего в советский период Дома Радио ремонта никто не заглянул в документы «Ленпроекта», где каждое инженерное решение объяснялось буквально от кладки до гвоздя. О причине проблем с акустикой во Второй студии никто не подозревал, пока в 2024 году не вошли рабочие и реставраторы. Когда с потолка начали снимать декоративные элементы и обнаружили под ними запечатанные пустоты, стало понятно, в чем было дело. При этом выяснилось, что замазанные гипсом решетки в центре кессонов находились в нормальном состоянии — то есть прятать их не было никакой надобности.

Вторая студия. Начало новой жизни  | Источник: Дмитрий Егоров / предоставлено пресс-службой ВТБВторая студия. Начало новой жизни  | Источник: Дмитрий Егоров / предоставлено пресс-службой ВТБ

Вторая студия. Начало новой жизни

Источник:

Дмитрий Егоров / предоставлено пресс-службой ВТБ

Жизнь с новым звучанием

«НииПИ Спецреставрация» и архитектурное бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» эти документы изучали как хороший врач карту больного — очень тщательно. «Концепция Второй студии поддерживает главную идею всего проекта — сохранить исторические интерьеры и создать „новый слой“ в истории Дома Радио. Здесь оригинальный лепной декор 50-х годов будет бережно дополнен современным акустическим слоем — панелями и шторами. Так пространство студии сохраняет память места и одновременно дает новые возможности для проведения мероприятий и восприятия звука: камерных концертов, репетиций хора и оркестра, перформансов», — говорит Ольга Лаврентьева, руководитель интерьерных проектов, партнер бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры».

Так будет выглядеть Вторая студия после реставрации | Источник: Пресс-служба ВТБТак будет выглядеть Вторая студия после реставрации | Источник: Пресс-служба ВТБ
На рендере нет кессонных решеток, их обнаружили при вскрытии потолка | Источник: Пресс-служба ВТБНа рендере нет кессонных решеток, их обнаружили при вскрытии потолка | Источник: Пресс-служба ВТБ

В итоге решено было восстановить систему акустики, выстроенную в 1950-е годы, дополнив ее современными решениями. «На стенах поставят новые акустические панели с „ломаной“ поверхностью, которые будут лучше отражать звук, — объясняет Дарья Филиппова, старший вице-президент ВТБ. — Все окна будут заменены на арочные из триплекса — особо прочного стекла, чтобы в зал не проникал шум улицы. Под паркет положат звукоизоляционную подложку. Все кессонные решетки, обнаруженные во Второй студии, бережно отреставрируют, чтобы потом поставить на место. Это кропотливая работа — сперва их вымачивают в воде, потом расчищают щеткой поздние наслоения гипса. Новую гипсованную проволоку подвязывают только там, где она утрачена. Ведь суть реставрации в том, чтобы восстановить дошедшее до наших дней историческое наследие даже в самых малых его деталях».

Реставрация Дома Радио — проект ВТБ в рамках программы банка по сохранению культурного наследия России «Культурная страна». Над восстановлением здания–памятника работают специалисты НИиПИ «Спецреставрация» и Специализированного строительного управления-5. Автор концепции будущего пространства — архитектурное бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры». Реставрация закончится в конце 2026 года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE12
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5