Сейчас

+4˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+4˚C

Пасмурно, Небольшие дожди

Ощущается как 1

3 м/с, ю-в

757мм

96%

Подробнее

Пробки

2/10

«Мусорная реформа» в Петербурге. Что известно на сегодняшний день

26558
автор фото Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/архив
автор фото Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/архив
ПоделитьсяПоделиться

Новогодний коллапс с вывозом отходов в городе как результат саботажа и происков «мусорной мафии»?

Невский экологический оператор (НЭО), в ведении которого с 1 января находятся все отходы Петербурга, вывез с городских помоек свой первый миллион кубометров. Об этом «Фонтанке» рассказали в предприятии 26 января. По сравнению с началом работы регионального оператора, количество мусоровозов выросло на 70 единиц: 3 января их было 380, к 7 января стало 427, а на прошлой неделе на линию вывели еще 23 машины. Предполагается, что еще 9 появятся на этой неделе, а в феврале к работе приступят дополнительно 30 единиц техники.

Все имеющиеся машины, как подчеркивают в НЭО, работают максимально возможное время — по 16-17 часов в день. Соответственно, и объем вывозимых отходов в среднем с начала года увеличился с 42 до 48 тысяч кубометров в день. Всего с 1 по 25 января было вывезено более 1 миллиона кубометров отходов.

«Мусорная реформа» в Петербурге, стартовавшая 1 января, ознаменовалась скандалом. На смену нескольким компаниям, занимавшимся вывозом отходов, пришел «Невский экологический оператор» (НЭО). Новые правила игры привели к хаосу в первые недели года: некоторые перевозчики, бизнес которых находился в тени, просто перестали убирать город. Петербуржцы массово жаловались на переполненные контейнеры. Городским властям и НЭО пришлось оправдываться и извиняться перед жителями за причиненные неудобства.

Чиновники и эксперты называют разные причины мусорного коллапса в городе. Здесь и затягивание реформы до новогодних праздников, когда объем отходов увеличивается вдвое, и просчеты при оценке объемов работ, повлекшие за собой нехватку техники. И трудности с доступом к контейнерам из-за припаркованных машин, сугробов и других препятствий. Об этом рассказывали представители Смольного и НЭО.

Но прозвучали и слова «саботаж» и «криминальный бизнес». «Идет саботаж, дискредитация власти», — заявил губернатор города Александр Беглов, имея в виду в том числе бизнес, который раньше занимался вывозом отходов.

«Что касается мусора. Жить так нельзя, как было раньше. На сегодняшний день город производит 1200 тысяч тонн мусора официально. На самом деле 2200-2300. Неучтенный мусор оказывается на незаконных свалках в лесах и полях и мы тратим миллиарды, чтобы его убрать. Мы с Ленинградской областью создали компанию и будем строить современные заводы по переработке мусора. Естественно нал, который там крутился, он уходит. Естественно, есть недовольные». Это из выступления градоначальника на встрече с руководителями театров и музеев города. А вот цитата губернатора из интервью телеканалу «Россия» на ту же тему: «Это не понравилось криминальному бизнесу, который там десятилетиями кормился».

Проще говоря, недобросовестные УК и операторы собирали с горожан и бизнеса деньги за утилизацию твердых коммунальных отходов (ТКО). Но вместо захоронения на официальных полигонах отходы передавали компаниям-однодневкам, которые вываливали их в ближайшем лесу. Так из-за действий «мусорной мафии» вокруг Петербурга образовались несанкционированные свалки.

Причины коллапса озвучивал и вице-губернатор Петербурга Валерий Пикалев. Первая — сроки. «[Стояла задача] начать деятельность не в новогодние праздники. Мы же прекрасно знаем опыт других регионов, в том числе Ленобласти. Но, к сожалению, по срокам, которые у нас были максимально сжаты, мы не уложились ни в 1 ноября, ни в 1 декабря. И начали с января, понимая, что это не совсем правильное и комфортное время для начала реформы».

«Конкурс был достаточно сложным, — напомнил Пикалев. — Появлялись компании, которые, в общем-то, дестабилизировали ситуацию и старались отложить принятие решения о выборе регоператора».

Дальше тоже знакомый сюжет: Автопарк № 6 «Спецтранс», которому заведомо приписали северные районы как давно работающему там перевозчику, не допустили до итоговых торгов из-за некомплектности документов. «Фонтанка» писала о технической и политической стороне этого решения, но факт остается фактом: в итоге на второй по величине контракт зашел новичок в таких делах — «Эко Лэнд».

«Мы декларировали: на первом этапе обязательно сохранять всех действующих перевозчиков, это неотъемлемое условие спокойного перехода, — рассказал вице-губернатор. — Мы понимали, что эта компания («Эко Лэнд». — Прим. ред.) имеет гораздо меньше ресурсов, мощностей, но для нас это (недопуск Шестого «Спецтранса». — Прим. ред.) было так же неожиданно, как и для многих игроков на территории города... Недостаток техники нельзя решить по щелчку, это не булку хлеба купить… Но у нас возникает вопрос: если традиционная — работающая, устоявшаяся, с большим коллективом — компания проиграла в конкурсе, ну тогда пойдите на субподряд, и вообще вопросов бы не возникало. Отработайте год, два, три, следующий конкурс — подготовьте документы и выигрывайте, пожалуйста. Нет, ушли, перестали мусор вывозить».

Расставались плохо. Жалобами в ФАС тормозилось заключение контрактов, а с 26 декабря, как утверждают в Смольном, часть контейнерных площадок по еще действующим старым договорам уже не очищали. Договориться с Автопарком № 6 «Спецтранс» о графике замены его баков на баки «Эко Лэнда» не получилось — компания просто хлопнула дверью и перестала выводить мусоровозы на линию. «Мы получили отказ, который был основан в том числе на нормах закона», — рассказала Екатерина Горшкова.

В итоге основной вал жалоб пошел именно территорий, которые обслуживал Автопарк № 6 «Спецтранс»: Приморский, Выборгский. Калининский районы и правый берег Невского.

По словам губернатора Александра Беглова, город пытался договориться с этой компанией, но не нашел понимания.

— Ну, представьте себе — тот оператор, который должен был обслуживать 4 района, с 26-го числа прекратил вывоз мусора. Мы предложили ему — давайте купим у вас контейнеры, возьмем в аренду. — Нет. Естественно, связи, контакты, знания имеют определенную проблематику. Новый оператор столкнулся с этим — закрытые дворы, техника, которая не может проехать. Я не скрываю, это 6-й парк, это 600 машин и 1500 рабочих. Куда они пойдут через месяц-два, когда работы не будет?…. Новый оператор закупил 30000 контейнеров, нужно было купить технику, и сейчас ее закупают. Город не рассчитывал, что 6-й парк уйдет из города, мы предлагали соответствующие контракты, но так получилось, что он не захотел этим заниматься.

Замдиректора «Невского экологического оператора» Илья Гудков добавляет, что по факту были выявлены ряд контейнерных площадок, где отходы накапливаются, хотя в территориальной схеме этих адресов нет.

Вдобавок работа нового регоператора оказалась максимально затруднена. Мусоровозы не пускают на закрытые придомовые территории, а во дворах, куда машина не может проехать, дворники попросту не выкатывают контейнеры на улицу. Поэтому определение «саботаж» совсем не случайно. Очевидно, что помимо объективных причин, есть силы, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы дискредитировать новую систему и утопить город в отходах.

Неапольский след

Наш сценарий выглядит не таким драматичным, как итальянский в нулевых (тогда европейская пресса шутила, что «Неаполь пал под извержением мусора»). С конца 80-х годов прошлого века местная мафия была контролировала мусорные потоки, создав множество несанкционированных свалок на юге страны. Конкурентов убирали тем или иным способом. В итоге к 2008 году мусор стало некому и некуда вывозить, и довольно быстро в провинции Кампания и крупнейшем городе региона Неаполе на улицах скопилось десятки тысяч тонн мусора. На фоне этого кризиса правительство страны ушло в отставку, были объявлены внеочередные парламентские выборы. На помощь в разрешении проблемы пришел Евросоюз, но и спустя 14 лет проблема до конца не решена.

В Петербурге до итальянских масштабов пока далеко. Губернатор демонстрирует решимость по отношению к «мусорной мафии»: «Работайте по правилам — сколько мусора взял, сколько привез, за столько тебе заплатили. Вот простые правила. Мы будем знать емкость наших полигонов и за что мы платим. [Действия] правительства города вызывают недовольство влиятельных людей, которые проплачивают определенные вещи... Cейчас компетентные органы занимаются этими вопросами.

НЭО обещает сделать перерасчет за вывоз отходов там, где услуги были оказаны некачественно. Представители регоператора сказали «Фонтанке», что количество жалоб горожан все еще исчисляется сотнями — порядка 500 обращений ежесуточно в среднем за последнюю неделю, но это в 1,5 раза меньше, чем на новогодние праздники. Региональный оператор открыл дополнительную горячую линию по приему заявок на вывоз твердых коммунальных и крупногабаритных отходов; ее номер +7 (812) 213-07-10.

«В последнее время мы наблюдаем устойчивую динамику к сокращению количества адресов, по которым поступают обращения на несвоевременный вывоз отходов, — прокомментировали в компании. — Поэтому предварительно рассчитываем выйти на плановый график обслуживания по всем районам уже к концу января».

Текущие проблемы должны компенсироваться тем, что в городе удастся навести порядок в не самой чистоплотной сфере и выстроить эффективную систему обращения с отходами.

"Фонтанка.ру"

автор фото Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/архив
автор фото Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/архив

Справка: В Петербурге с 1 января запущена мусорная реформа, вывозом отходов занимается региональный оператор – НЭО, совместно предприятие города, Ленобласти, Интер РАО и ВТБ. Он распределил контракты между четырьмя перевозчиками по контрактам, при этом к торгам оказался не допущен традиционный перевозчик северных районов — «Автопарк № 6 Спецтранс», который изначально считался дружественной НЭО компанией. Он безуспешно оспаривал итоги аукционов в ФАС — так же, как до этого дочерняя компания областного регоператора УК ООЛО пыталась торпедировать сам конкурс на выбор оператора для Петербурга.

Горожане с начала года жаловались на массовые срывы в части вывоза мусора, самыми проблемными стали северные районы и правый берег Невского, где работает новый подрядчик «Эко Лэнд» и где изначально просматривалась как раз зона шестого «Спецтранса».

Смольный и регоператор признали ошибки в планировании, однако неоднократно рассказывали и о том, что прежние перевозчики, у которых закончились договоры с управляющими организациями, заранее перестали вывозить отходы, а свои контейнеры в новом году забирают без предупреждения. Заваленные мусором баки стали темой многочисленных публикаций в СМИ, которые ранее связывали с именем бизнесмена Евгения Пригожина, а также громкого клипа Сергея Шнурова. Губернатор Александр Беглов заявил о том, что «идет саботаж и дискредитация власти», а реформы вызывают недовольство «богатых и влиятельных людей». «Этот нал, который крутился там (в мусорной отрасли — прим.), уходит, заявил он. - Ну и кто будет доволен этим? Конечно, довольных не будет — тот, кто занимался десятилетиями перевозкой, обработкой этого мусора».

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ2
ГНЕВ1
ПЕЧАЛЬ1

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close