67

Пока Петербург терпит от электросамокатов, остальная Россия ищет способы их обуздать. И у нее получается

Беспечных ездоков «продувают» наравне с автомобилистами, выдавливают на проезжую часть, лишают прав, заставляют платить за штрафстоянки. Решимость полиции и судов в регионах дискутирует с буквой закона, но соответствует духу времени.

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру»
автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру»
ПоделитьсяПоделиться

Пользователи электросамокатов — это «перепешеходы» или «недоводители», попавшие в серую зону ПДД и получившие от Верховного суда охранную грамоту, ограждающую от серьезной ответственности за чужие увечья и пьяную езду.

В 2019 году ВС запретил расширительное толкование закрепленного в законе понятия транспортного средства. Это означало, что все устройства, по техническим характеристикам и степени опасности идентичные мопедам, остаются просто средствами передвижения, пока их владельцев не обяжут получать права. А до тех пор эти владельцы остаются пешеходами.

Позиция Верховного суда отражена в политике федеральных чиновников, предложивших узаконить новую категорию «Средства индивидуальной мобильности», и петербургских, которые на резкий всплеск происшествий с электросамокатами отреагировали созданием рабочей группы по изучению проблемы.

Но есть и альтернативная концепция, без деликатностей: электросамокат — это мопед, и каждому наезднику положено иметь права. Эту концепцию активно продвигает МВД. И пока в Петербурге коллекционируют драматичные сюжеты с электросамокатами, другие регионы действуют.

Опьянение

Житель Тюмени Семен Тимофеев так разогнался по ночной улице, что от свиста в ушах не сразу услышал окрики сотрудников ГИБДД. Он почти не уступал в скорости автомобилю «Шкода», у которого стрелка спидометра зашкаливала за отметку 50 километров в час.

Предложение полицейских подышать в трубочку Семен принял за служебный юмор, но не отказался. Алкотестер показал достаточно промилле. С Семеном поступили как с любым другим водителем — составили на него протокол по статье 12.8 КоАП за пьяное вождение и отстранили от управления электросамокатом.

Передача дела в суд отрезвила Семена. Он доказывал, что электросамокат не обладает характеристиками, достаточными для его признания автомототранспортным средством, — способностью двигаться со скоростью более 50 километров в час и мощностью двигателя более 4 000 ватт.

Суд посчитал достаточным то, что электросамокат с двигателем 1 000 ватт попадает в мощностную «вилку» (250–4 000 ватт) для механических транспортных средств и приравнивается к мопеду. Семена оштрафовали на 30 тысяч рублей и забрали водительские права на 1 год 7 месяцев.

В августе 2020 года сотрудники ГИБДД остановили еще одного жителя Тюмени на электросамокате. Сергей Перевалов отказался от медосвидетельствования и вину не признал. На него составили протокол по статье 12.26 КоАП.

«Могу ездить на самокате пьяным, это не транспортное средство», — заявил Перевалов суду, но был неубедителен. Этого тюменца тоже наказали «по-водительски» — на 30 тысяч рублей и полтора года без прав.

В октябре 2020 года Железнодорожный суд Улан-Удэ приравнял к мопедистам местного жителя Алексея Белоусова, отказавшегося проходить освидетельствование на опьянение. Его оштрафовали и лишили водительских прав.

Белоусов подкрепился позицией Верховного суда: дескать, нельзя утверждать, что он, электросамокатчик, управлял транспортным средством. Суд принял сторону сотрудников ДПС, сумевших доказать, что от наименования устройства суть не меняется и пьяный Белоусов одинаково опасен на дороге — что на электросамокате, что на мопеде.

«Он ехал в состоянии алкогольного опьянения по дороге общего пользования, то есть являлся полноправным водителем», — заявил в суде инспектор местной ДПС.

ПоделитьсяПоделиться

Столкновение

В Ставрополе водитель «Хонды» Евгений Самойленко при повороте во двор столкнулся с попутным электросамокатчиком. Автомобилиста полиция посчитала виновным и оштрафовала на 10 тысяч рублей по статье 12.24 КоАП. Самокатчику диагностировали среднюю тяжесть вреда здоровью.

В суде Самойленко доказывал, что электросамокатчикам не место на проезжей части, они должны двигаться по пешеходным дорожкам.

Судья с автомобилистом не согласилась. Она посчитала, что электросамокат — аналог мопеда — был полноправным участником движения, водителю следовало соблюдать дистанцию и боковой интервал, на торможение «Хонды» перед поворотом реагировать соответственно, а не нестись вперед.

«Водитель самоката мог предотвратить столкновение», — оправдала судья Евгения Самойленко.

Пешеход

Сторону автомобилиста в январе 2021 года принял Ростовский областной суд. Водитель Nissan XTRAIL Сергей Агарин подал иск к владельцу электросамоката Игорю Васильеву после столкновения на перекрестке.

Самый жаркий спор разгорелся из-за статуса самокатчика. Ростовский облсуд после долгих раздумий приравнял Васильева к категории «пешеход».

ПДД не содержат определения «электрический самокат», и суду пришлось долго подыскивать подходящую категорию.

Была идея приравнять Васильева к велосипедистам, так как в электросамокате есть схожие признаки — два колеса, мускульный привод, не требуются права. Но велосипедом можно признать только устройство с мощностью электродвигателя менее 250 ватт.

Сергей Агарин настаивал, что электрические самокаты преимущественно работают от двигателя и не могут находиться под полным контролем человека, что дает основание рассматривать их в качестве источника повышенной опасности.

Ростовский облсуд с этим не согласился. К транспортным средствам электросамокаты не отнесены, поэтому признавать их аналогом мопеда нельзя, а отдельную категорию — «средства индивидуальной мобильности» — в ПДД еще не внесли.

Тем не менее у причинителя вреда, в том числе пешехода, есть презумпция виновности. Суд взыскал с самокатчика полную стоимость ремонта Nissan — 90 тысяч рублей.

В январе 2021 года Краснодарский краевой суд рассмотрел ДТП с участием автомобилиста Василия Хижняка и несовершеннолетнего электросамокатчика, получившего серьезные травмы. Его мать требовала 200 тысяч рублей компенсации.

Хижняк врезался в подростка, ехавшего по «зебре» на красный свет. Виновным признали пострадавшего, но так как водитель автомобиля управлял источником повышенной опасности, то его принудили компенсировать моральный вред. Суд учел лихачество подростка и снизил размер выплаты в десять раз.

Житель Тулы Максим Моисеенко катался с подругой на 300-ваттном электросамокате и, переезжая пешеходный переход, попал под автомобиль.

Полиция приравняла Моисеенко к мопедистам, которым запрещено ездить по «зебрам», и оштрафовала его по статье 12.29 КоАП.

Моисеенко пожаловался в суд, посчитав, что разницы между обычным самокатом и электрическим нет, и попросил для себя статус пешехода. Суд посчитал себя связанным позицией Верховного суда и заключил, что электросамокат не подходит под описание мопеда, так как не требует удостоверения категории «М», и отменил штраф Моисеенко.

ПоделитьсяПоделиться

Оферта

Судебная практика показывает, что пользователи электросамокатов, кроме пешеходного статуса, пытаются оперировать еще одним оберегом — договором аренды.

Хамовнический суд в 2020 году разбирал случай жителя Москвы Вишнекова. На Пречистенской набережной он отказался пройти медицинское освидетельствование на опьянение по требованию полиции, попал под статью 12.26 КоАП и потерял водительские права на полтора года.

В суде Вишнеков настаивал, что не мог быть привлечен по «дорожной» статье. Он ссылался на оферту кикшеринговой компании, которая предоставляла электросамокат в аренду и водительское удостоверение не просила.

«Я не знал и не мог знать, что электросамокат относится к типу транспортных средств», — заявлял москвич.

Суд ему ответил: размышления неважны, договор аренды ничтожен. Достаточно того, что характеристики электросамоката соответствуют мопеду, и водитель должен в силу ПДД самостоятельно убеждаться «в наличии у него специального права и исполнять обязанности, предписанные законом». Для управления электросамокатом требуется водительское удостоверение любой из категорий — «М», «А», «В», «С», «D», следует из решения Хамовнического суда.

Самокат против пешехода

В феврале 2018 года Индустриальный суд Ижевска разобрал типичную для нынешнего Петербурга ситуацию — наезд электросамоката на пешехода. Местная жительница Виктория Овчинникова сбила на тротуаре мужчину, причинив легкий вред его здоровью. На разбор приехали сотрудники ГИБДД, составили схему ДТП и привлекли девушку по статье 12.24.

Для признания Овчинниковой водителем транспортного средства суду хватило одной характеристики электросамоката — мощности, превышающей 250 ватт.

«В пути следования не обеспечила контроль за движением», — с этой формулировкой суд выписал штраф в 2 500 рублей, признав прямую причинную связь между нарушением девушки и травмами пешехода.

автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
ПоделитьсяПоделиться

Петербург

Весной 2021 года количество наездов электросамокатами на пешеходов в Петербурге увеличилось в десятки раз, а количество устройств за год выросло втрое.

В Петербурге чиновники и полиция считают электросамокатчиков пешеходами. Столкновения по «дорожным» статьям не расследуются. «Фонтанка» обзвонила штрафстоянки и не нашла ни одного подтверждения эвакуации электросамоката. В комитете законности тоже затруднились припомнить такие случаи.

Вольности бьют по самим электросамокатчикам. Студента Максима Путова и его приятеля Сураджа Мамедли арестовали за драку из-за столкновения с писателем Валерием Айрапетяном, а артиста Мариинского театра Давида Залеева вытаскивают с того света после пьяной езды по тротуару.

Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру»
автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру»
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
© Фонтанка.Ру

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (67)

Да, интересная подборка, из которой понятно, что решения судов выносятся по понятиям, не опираясь на закон. Понимаю всю опасность таких ездунов, но позиция Питера мне более близка и понятна. Пока лихачи не попадают в нишу закона - какие могут быть остановки, проверки и прочая, представленная тут, лабуда. Бить возможно только по карману, в результате уже свершившегося ЧП. Возмещение материального и - вот поле для раздумий у думцев - морального, в нормальных размерах - вреда... Э так, это обычный простой правовой беспредел в отношении простых граждан. Ну, и 30000 рублей в казну на свои зарплаты, конечно, мотивируют.

"Пока Петербург терпит от электросамокатов,", это что то вроде "Как я провел этим летом"?

Многие не довольны самокатами, но забывают про велосипеды. По духу это очень близкие устройства. В городах нужны велодорожки и проблема исчезнет. Просто представьте, что у нас нет дорог и вокруг одни тротуары :) сейчас бы жаловались, что машины вместе с пешеходами по тротуарам ездять. Нет инфраструктуры в городах. Страна нищая денег хватает только на дворцы, на велодорожки денег нет.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...