Эксперты Лувра и специалисты из Массачусетского технологического университета в двух независимых параллельных исследованиях пришли к выводу, что самая примечательная часть картины «Спаситель мира» — руки Христа, одна из которых поднята в благословляющем жесте, а другая держит прозрачный шар, — не входили в первоначальный замысел художника. Об этом 9 марта сообщает The Art Newspaper.
«Верхняя часть благословляющей руки написана прямо поверх черного фона, в отличие от остальной части фигуры Христа, и это «доказывает, что Леонардо не планировал изначально такой детали», — пишет издание со ссылкой на специалистов из реставрационной мастерской Лувра Венсана Дельевен, Мириам Эвено и Элизабет Раво.
При этом исследователи допускают, что работа над «Спасителем мира» шла медленно, и Леонардо сам дописал благословляющую руку позднее.
Также вопросы специалистов вызвала вторая рука, с прозрачным шаром — в нем разглядели пузырьки воздуха, что опровергает более раннее предположение, что на картине изображена сфера из хрусталя. Ранее принадлежность к этому материалу рассматривалась в числе аргументов в пользу того, что картина принадлежит именно Леонардо.
Параллельно с французскими учеными свое исследование при помощи компьютерных технологий провели американские. Они использовали нейросеть, загрузив в нее все картины Леонардо, авторство которых подтверждено, а также похожие работы его современников и учеников. Искусственный интеллект заключил, что голова, шея и плечи Христа с высокой вероятностью писал Леонардо, а вот руки — практически точно не он.
Напомним, в январе в неаполитанской квартире нашли похищенного несколько месяцев назад «Спасителя мира» — картину учеников Леонардо да Винчи. Она считается копией той картины, что приписывают самому Леонардо.
Всего в мире известно порядка 20 работ леонардесков на тот же сюжет. То произведение, что приписывают Леонардо да Винчи, было продано в 2017 году на аукционе Christie’s за 450 миллионов долларов, став самым дорогим произведением в истории. Покупателем стал наследный принц Саудовской Аравии — ожидалось, что картина будет выставляться в местном филиале Лувра. Однако потом презентацию отменили без объяснения причин. Позднее стало известно, что произведение находится на яхте у принца. Вопрос о подлинности работы поднимается до сих пор.