Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Есть доказательства, что я проект Кремля?»

«Есть доказательства, что я проект Кремля?»

2 028
Дмитрий Азаров/Коммерсантъ
Источник:

Крым – украинский. Навальный – друг. Путина критиковать не буду. Шеф штаба – Игорь Малашенко. Кандидат в президенты Ксения Собчак раскрыла свои политические карты.

Телеведущая, называющая себя оппозиционером, «крестная дочь» Владимира Путина дала первую пресс-конференцию в качестве «кандидата на пост президента» на выборах 2018 года. «Я – строчка в бюллетене. Я – графа против всех», - снова заявила дочь «учителя Путина» Анатолия Собчака. На этот раз не на кухне, а в окружении членов своего штаба. Главная неожиданность – глава штаба Игорь Малашенко. Человек, без которого была невозможна победа Бориса Ельцина в 1996 году. Анализируя сегодняшние откровения Ксении Собчак, эксперты «Фонтанки» по-разному видят заказчиков проекта «кандидат Собчак».

Из сказанного Ксенией Собчак на пресс-конференции 24 октября запомнились три принципиальных момента, по которым сегодня замеряют температуру любого оппозиционера в России. Крым, Навальный, Путин. «С точки зрения международного права Крым – украинский. Дальше давайте разговаривать», – сказала Ксения Собчак, и теперь с ней ведут заочную полемику все, кто думает иначе.

«Навальный сегодня самый успешный политический проект. Если его зарегистрируют, я сниму свою кандидатуру. У нас должен быть единый кандидат», – забила (или сделала вид, что забила) ещё одну сваю под свой политический фундамент дочь «учителя Путина». «Навальный – политик толпы. Ксения – политик-индивидуалист», – нашел «десять отличий» Игорь Малашенко.

«Я уже сказала, что выступаю против всех, и в том числе, конечно же, это относится к Владимиру Путину. Лично оскорблять Путина я не буду. Путин для каких-то людей в первую очередь тиран и диктатор. Для других — правитель, который сохраняет русский мир и «поднял Россию с колен», а для меня он в первую очередь человек, который в очень сложной ситуации помог моему отцу, практически спас жизнь моему отцу», – сказала Ксения Собчак о бывшем помощнике отца, но отметила, что 18 лет у власти – это перебор.

Взбалмошность появления вкупе с аккуратностью в отношении главной мишени российской оппозиции заставляет искать ответ на главный вопрос «этих ваших интернетов»: кому на самом деле нужен «кандидат Собчак»?

Кто в команде?

Старинный принцип «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» (чей ты), на первый взгляд не подтверждает выводы тех, кто видит за спиной Ксении Собчак администрацию президента (АП). Штаб возглавил Игорь Малашенко. Сегодня в интернет-среде больше известен как «муж Божены», но вообще он возглавлял избирательную кампанию Бориса Ельцина в 1996 году. И курировал работу СМИ. Как сказал «Фонтанке» президент фонда «Индем», советник первого президента РФ Георгий Сатаров, именно благодаря Малашенко ему в те веселые годы была нарисована и показана красивая картинка, что помогло Борису Ельцину переизбраться. Главным технологом штаба Собчак назначен Алексей Ситников. Он тоже «из старичков» избирательной кампании 1996 года в России. Позже на Украине консультировал Юлию Тимошенко. Считается автором той самой косы на голове бывшего премьера Украины. Сценарист Авдотья (Дуня) Смирнова, она же жена Анатолия Чубайса, тоже отнюдь не путинист. Она станет консультировать штаб Собчак по вопросам инклюзивного общества и по проблемам толерантности. Журналист Антон Красовский, специализирующийся на тематике ВИЧ в России, намерен в рамках работы штаба и инициировать такие дискуссии, и в целом помогать ведению кампании. В 2012-м у него была возможность получить соответствующие навыки, когда он возглавлял избирательный штаб бизнесмена Михаила Прохорова. Интернет-продвижением предвыборной программы и самого кандидата займется Виталий Шкляров. Он трудился в штабе кандидата в президента США Берни Сандерса, а также сотрудничал вместе с оппозиционером Дмитрием Гудковым на муниципальных выборах в Москве. Также в штабе Ксении Собчак – юрист и правозащитник Елена Лукьянова, политтехнолог, редактор сайта «Правда Беслана» Марина Литвинович, видеорежиссер Сергей Кальварский, работавший в телекомпании «ВИD», экономист Владислав Иноземцев, в своё время председатель Высшего совета партии «Гражданская сила».

Шайка-лейка

«Моим детям Малашенко известен уже только как муж Божены Рынской», – говорит политолог Глеб Павловский. – Старик Крупский». Один из главных соратников Алексея Навального, замминистра энергетики России в начале «нулевых», экономист Владимир Милов уверен, что Малашенко полностью оторван от российских реалий. «Последние лет 15, если не больше, он жил в Нью-Йорке, – пояснил свою мысль Милов. – Это очень четко характеризует «кампанию» Собчак».

«Если говорить о кампании 1996 года, в которую Малашенко был включен очень активно, то тогда он занимался тем, что он знает профессионально, – организацией картинки, – меж тем отметил Георгий Сатаров. – Тем, что должен увидеть телезритель на экране, где одновременно присутствует Борис Ельцин. Это было главной сферой его ответственности. Конечно, в целом не он отвечал тогда за кампанию. Но свою часть работы тогда он сделал суперпрофессионально». Георгий Сатаров предполагает, что самый вероятный ответ, зачем он нужен сегодня, в том, что сегодня избирательная кампания – это тоже картинки. «Только уже в интернете. Там тоже есть две части. Информация, тексты и прочее. И чрезвычайно важные картинки. Интернет – сфера визуальной культуры. Возможно, поэтому выбран именно он», – отмечает Сатаров.

«Земная слава проходит. 20 лет назад он был прекрасным организатором. Хорошим, толковым и знающим в значительной степени, потому что он был внутри тогдашнего медийного процесса, – оппонирует Глеб Павловский. – Он всё знал снизу. В какой степени сегодня он сохраняет это знание, мне неизвестно. Оно ведь не приобретается иначе как изнутри». Так что персона Игоря Малашенко, уверен Павловский, символическая – «почётный руководитель штаба».

Поэтому, что такое на самом деле «кампания Собчак», Глебу Павловскому остаётся непонятным. «Пока эта кампания выглядит всё-таки довольно случайной, – говорит Павловский. – Там Ситников, который, безусловно, прекрасный организатор избирательных кампаний. Но он имеет совсем другой образ, нежели Малашенко. Он скорее светский политтехнолог. Иноземцев, как привлечённый буржуазный специалист, которых в своё время Троцкий брал в свой штаб».

Как считает политолог Евгений Минченко, судя по набору персоналий, объявленных «штабом Собчак», за ней стоит тот набор людей в элитах, которые группируются возле семьи Ельцина и крупного бизнеса, который имеет свои корни в 90-х годах прошлого века. «Малашенко и Красовский – это символы двух наиболее успешных кампаний кандидатов либерального спектра, – напоминает Евгений Минченко. – «Ельцин- 1996» и «Прохоров-2012». По мнению Минченко, именно команда апеллирует к Ходорковскому и Навальному и «выстраивает спектр» под условным названием «Крым не наш». «Вот великий Ситников, вот перспективный Шкляров, – перечисляет Евгений Минченко. – Кто придумал сам проект? Понятно, что это какая-то часть правящей элиты. Какая-то часть путинского политбюро. Не всё, а часть. Есть ведь и сторонники точки зрения, что такой кандидат не нужен».

Кто автор?

«У вас есть доказательства связи меня с АП. Нет? До свидания! Путин был учеником моего отца. Разрешения ни на что я не спрашивала. Я самостоятельный человек», – сама ответила на все вопросы о том, «чьих будет», Ксения Собчак.

Глеб Павловский не исключает, что изначально идея идти на выборы принадлежит самой Ксении Собчак. Она ее придумала и пришла с ней в Кремль и попросила поддержки. «Это наиболее вероятно, – расставляет акценты Павловский. – Может быть вариант хуже, что идея родилась у какого-то кремлёвского персонажа, и не обязательно именно в Кремле. Ксения ведь светский человек. Это мог быть кто-то из телевизионных людей, из шоу-бизнеса. Таких людей много. Через одно рукопожатие она там знакома со всеми. Этот автор идеи обратился одновременно к ней и в Кремль. Это ещё более вероятно. Третий, самый плохой вариант, что это вообще целиком проект Кремля».

«Она умный человек, умные люди не совершают таких разворотов в собственной позиции внезапно по наитию, – убежден «человек из команды Навального» Владимир Милов. – Конечно, ее попросили. Конечно, администрация президента. АП обходила всех в последние месяцы в поисках нью-Прохорова, вот буквально всех. И в итоге нашла одну девушку легкого политического поведения».

«Мне кажется, Ксения Анатольевна в своих заявлениях является вполне искренней, и более того, никто, ни сотрудники АП, ни лично Путин, никаких обязательств с неё не брали», – меж тем считает Алексей Шустов, член предвыборного штаба Анатолия Собчака в 1996 году.

При этом Алексей Шустов считает, что на кандидатуру Собчак Путин согласился. «Почему? Потому что её он хорошо знает лично и потому что убеждён: она не является агентом иностранного влияния. Это не шутка: по поводу того же Навального или других он вполне серьёзно может считать, что они пляшут под чью-то дудку. В этом смысле для Путина дочь его бывшего шефа вполне подходящий оппонент, – говорит Алексей Шустов. – С одной стороны, очевидно, что она оппозиционер, но с другой – честный и патриотичный оппозиционер. Но плюс к тому – оппонент с мощным антирейтингом, да ещё и без политической программы и не планирующий её готовить. Идеальный соперник».

Верной дорогой

Евгений Минченко убежден, что действующей системе создатели проекта «кандидат Ксения Собчак» не хотят противопоставить ничего. «Что они, самоубийцы, что ли? – задает Минченко риторический вопрос. – Они просто хотят своё место под солнцем. Им нужен свой кусок пирога. Это не демонстрация их потенциала. Они оказывают Путину услугу. Они говорят – смотри, мы повышаем легитимность кампании. То есть происходящее никак нельзя воспринимать как какой-то антипутинский жест».

«Ее функция не в том, чтобы противостоять зарегистрированному Навальному на выборах. Ее функция в том, чтобы «подсластить пилюлю» от снятия Навального, чтобы власть сказала – типа смотрите, у вас же, «болотных», остался свой кандидат, они же на одной трибуне стояли, какая разница», – называет свою версию Владимир Милов.

Но не все так просто. «Навальный как участник выборов Путину гораздо удобнее, чем Собчак, по многим причинам, – убежден Георгий Сатаров. – Например, потому, что Навальный, не допущенный к выборам, тем более после решения ЕСПЧ, - это Навальный, который делегитимирует выборы Путина. А для Путина это очень важно. И дело не в Европе и внешней картинке. У него есть задача выскользнуть из-под зависимости от собственной вертикали. Нарисованная этой вертикалью цифра конечных результатов выборов – это зависимость Путина от собственной бюрократии. Он этого уже нахлебался по полной программе. Он хочет обновлять собственную бюрократию, чтобы не воспроизводить ситуацию последних 18 лет. Ему нужны более-менее нормальные выборы. А то, что сконструировано, сейчас бьёт по этой идее наотмашь».

Сколько процентов

Так или иначе, профессор Европейского университета в Петербурге, политолог Григорий Голосов считает, что затея с выдвижением Ксении Собчак может иметь свой электоральный потенциал. «Как бы люди ни относились к выборам в России, а многие считают, что выборы не нужны, так как всё предрешено, они всё равно на них ходят, – поясняет Григорий Голосов. – Многим просто нравится голосовать. Они считают, что это их гражданский долг. Это семейная традиция. Если люди придут на выборы добровольно, то им захочется за кого-то проголосовать из представленного списка. Ксения Анатольевна сама понимает, что голосовать именно за неё – никаких особенных причин нет. Поэтому и появилась эта странная идея – «кандидат против всех». Как будто все остальные кандидаты – Зюганов, Жириновский, Явлинский, если его допустят, не будут в той же степени фиктивной альтернативой Путину, как и Ксения Собчак».

Однако, как отмечает господин Голосов, для многих голосование за «старичков» будет неприемлемо чисто психологически. Таким образом, 2 – 3% Ксения Анатольевна набирает легко. «Я убеждён, что Ксения Анатольевна искренне не хочет быть заменой Навальному, а предпочла бы, чтобы на выборы шёл он сам, – говорит политтехнолог Алексей Шустов. – Однако как человек, хорошо понимающий отечественную политическую реальность, она осознаёт, что его не пустят. И в этом случае она становится, действительно, кандидатом «против всех», то есть заменой не одному Навальному, а всем тем представителям реальной, а не заплесневелой оппозиции, кому в списке зарегистрированных кандидатов никак не оказаться».

Политолог Голосов считает, что результаты выборов для Собчак зависят от нескольких обстоятельств. «Во-первых, насколько в тех регионах, где результаты голосования фальсифицируются, их будут пересчитывать в пользу ведущего кандидата, отнимая голоса у всех остальных, – перечисляет он. – Насколько там будет раздута явка. Фиктивные избиратели всегда голосуют за Путина. Это понятно». Вторым фактором, по мнению профессора ЕУ, будет то, насколько заметной станет сама кампания Собчак. «Некоторые не читают избирательный бюллетень до конца. Могут просто не знать, что там есть Собчак. А если она будет в телевизоре, об этом будут знать все, – рассказывает он в целом уже известную формулу российского успеха. – Тогда доля голосовавших за неё может вырасти. Ну и конечно же многое будет зависеть от того, в каких условиях будут проходить президентские выборы в 2018 году. В зависимости от всех эти условий до 6% её результат вполне реально можно будет дотянуть. Что это значит? Ровным счётом ничего. Это не сделает Ксению Собчак ни влиятельным политиком, ни сколько-нибудь заметным фактором дальнейшего развития России. Так оно и задумано».

Откуда деньги?

Когда Ксению Собчак спросили про финансирование и возможную помощь Михаила Ходорковского, будущий кандидат в президенты сообщила: «Я в последние дни много общалась с Михаилом Борисовичем. Уже много бизнесменов пообещали меня поддержать. Правда, не крупный бизнес, скорее средний. Мы открыты для предложений от Михаила Борисовича. И вообще ото всех». При этом называть конкретных спонсоров она не стала. «Я не хочу подставлять своих знакомых бизнесменов, чтобы к ним, как говорит Владимир Путин, «не пришли врачи». Я их призываю сделать каминг-аут. Я не могу решать за них», – сказала Ксения Собчак и подчеркнула, что не возьмёт «бандитские деньги, нажитые преступным путём», и, «конечно, не возьмёт у Кремля».

Говоря о суммах, Собчак пояснила, что миллиард рублей, или 15 миллионов долларов, «для богатого человека вполне понятная сумма». Параллельно с этим она отметила, что в качестве инструмента финансирования президентской гонки будет использоваться и краудфандинг.

Николай Нелюбин,
специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях