Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Страна Шредингера: куда пойдет Узбекистан (видео)

Страна Шредингера: куда пойдет Узбекистан (видео)

806
Пресс-служба президента РФ

Двадцатишестилетняя эпоха правления президента Узбекистана Ислама Каримова, скорее всего, подходит к концу. Эксперты опасаются дестабилизации в стране и роста экстремистских настроений, грозящих проблемами всем соседям.

Узбекистан встревожен. Слухи о кончине главы государства противоречивы, официально подтвержден только факт госпитализации 78-летнего Каримова. По словам дочери президента, глава государства попал в больницу с инсультом. Информагентство «Фергана» сообщило, что Каримов умер, назвав при этом даже точные часы смерти. В аппарате президента эту информацию опровергли и добавили, что состояние Каримова стабильное.

Вскоре после этого в зарубежных СМИ появилась информация об аресте первого вице-премьера Узбекистана, главы минфина Рустама Азимова, которого называют в качестве одного из наследников Каримова. В Ташкенте эту информацию опровергли.

Кланы в борьбе за власть

Ислам Каримов, как и многие другие постсоветские лидеры, долгое время удачно лавировал между интересами России и США, учитывая и находящийся совсем рядом Китай. За долгие годы правления президент обеспечил в стране не то что бы богатую, но все же стабильную жизнь. Теперь стабильность под большим вопросом.

«Узбекистан ожидают серьезные изменения. Это конец эпохи», – сказала в эфире [Фонтанка.Офис] корреспондент «Настоящего Времени», обозреватель по центральной Азии Шахида Якуб.

В разговорах о возможном преемнике фигурируют два имени: премьер-министр Шавкат Мирзияев и главный финансист страны Рустам Азимов. Оба — люди, приближенные к президенту, оба имеют примерно одинаковые шансы. Но вектор у кандидатов разный: Мирзияев известен своей более пророссийской позицией, а Азимов, напротив, больше тяготеет к сотрудничеству с США. Но это деление, само собой, условное, поскольку в восточной политике все же принято выдерживать нейтралитет, и оба претендента прекрасно понимают, что это будет лучшим выходом для страны.

Ранее возможным кандидатом в преемники называли и дочь президента Гульнару Каримову. Но в 2014 году она впала в немилость и, по некоторым сведениям, до сих пор находится под домашним арестом по обвинению в коррупции. Младшая дочь Лола и вовсе не собирается в президенты: сама она рассказывала журналистам, что намерена уделить все время семье.

По мнению Шахиды Якуб, среди элит Узбекистана теперь начнется серьезная борьба не только за власть, но и за выживание, в том числе и физическое. По ее информации, Каримов все же умер.

«Что конкретно происходит – никто не знает, кроме тех, кто принимает решения. Насколько мне известно из моих источников – он уже умер. Однако узбекские власти этого не подтверждают и не отрицают. Заметьте, что было официально сказано, что он в больнице. Когда появилась информация о том, что он умер, официального опровержения его смерти так и не было. Никто сейчас ничего не говорит. Узбекистан – страна с населением в 30 миллионов человек – уже три дня находится непонятно в чьих руках», – рассказала Якуб.

По ее мнению, информация о состоянии Каримова закрыта именно из-за обострения клановой борьбы в руководстве.

«Его смерть застала многих врасплох. К ней готовились. Борьба за власть началась более трех лет назад, но это случилось очень неожиданно. Сейчас надо решить, кто будет следующим, поэтому вся информация закрыта», – добавила Якуб.

Как это часто бывает на Востоке, важную роль во внутренней политике Узбекистана играют кланы. Как рассказал на «Фонтанке» востоковед, блогер Анатолий Несмиян, Мирзияев, несмотря на свою «надклановость», тяготеет к так называемому самаркандскому клану. В свою очередь, Азимов, принадлежащий к довольно влиятельному семейству, — представитель столичного ташкентского клана.

«Самаркандский и ташкентский кланы в иерархии узбекской элиты — одни из наиболее сильных, что и создает существенные проблемы: выбор представителя одного из них может серьезно нарушить сложившийся баланс, способствовать монополизации власти в ущерб интересам других кланов. Это само по себе чревато проблемами, причем и без того в постсоветское время межклановый баланс уже сместился в пользу «сильных» землячеств, создав серьезные трения между ферганским кланом и остальными. Ферганская долина — источник нешуточных проблем для современного Узбекистана. Здесь и споры между тремя среднеазиатскими республиками, граничащими с долиной, и рухнувшая социальная обстановка, и радикальная исламизация — в общем, весь букет весьма неприятных последствий деградации. Тем не менее кто-то должен платить за регресс страны, и по понятным причинам бедные и менее знатные платят всегда больше», – рассказал Несмиян.

Лакомый кусок для исламистов

Но опасения вызывают не столько борьба за власть или внутриполитические потрясения (сколь бы то ни было заметной оппозиции действующим властным структурам в Узбекистане сейчас нет), сколько тревожные сообщения об активности экстремистских группировок на этой территории. Еще в ноябре 2015 года правоохранительные органы страны в ходе рейда задержали около 200 человек, причастных к радикальным группировкам. А таможня Узбекистана за прошлый год пресекла почти 50 тысяч попыток завезти в страну агитационные материалы с пропагандой радикальных течений ислама.

Шансы на дестабилизацию ситуации в Узбекистане очень высоки. О тревожной обстановке в соседней стране «Фонтанке» рассказал востоковед Александр Сотниченко.

«Действительно, ситуация очень опасная. Каримов, как и многие его коллеги в других соседних странах, — типично советский человек, носитель советской культуры управления и советских методов подавления инакомыслия, которые позитивно сказывались на стабильности в стране. Без всякого сомнения, в Узбекистане существует огромное количество причин для возникновения нестабильности. Это и экономическое развитие, которое в значительной степени пострадало после распада Советского Союза, это в значительной степени демография, перенаселение плодородных мест, и огромная миграция в Россию — то есть страна была вынуждена жить за счет миграции; разумеется, все это негативно сказывалось на стабильности и на появлении всевозможных экстремистских течений, в том числе и исламской направленности», – отметил Сотниченко.

Эксперт напомнил, что значительная часть узбекской молодежи уходит в экстремистские организации, а некоторые и вовсе едут воевать в Сирию, как, например, Узбекская бригада «Исламского государства» (запрещено в России).

«К сожалению, Каримов именно благодаря тому, что он в определенной степени наследник советского прошлого, не создал для Узбекистана новую идеологию, которая могла бы сплотить народ вокруг позитивных ценностей. Сейчас все зависит от того, какой лидер придет ему на смену. Если он будет пытаться повторить курс Каримова, я не думаю, что ему будет сопутствовать успех. В любом случае этот лидер будет более слабым, чем Каримов, и разумеется, он поведет страну по тому же пути — по пути отсутствия идеи у государства. Если же к власти придет лидер, который захочет провести чистку элит и переформатирование, будет пытаться дать стране новую позитивную идеологию, то, возможно, Узбекистан выживет», – добавил Сотниченко.

Но Шахида Якуб считает, что преемником Каримаова не станет ни Мирзияев, ни Азимов. Это будет кто-то третий, о ком мы еще не знаем.

«Борьба идет не на шутку, – рассказала Якуб. – В Узбекистане есть очень серьезные люди, которые представляют собой кланы. Каждый пытался потянуть одеяло на свою сторону, а сейчас началась борьба за выживание. Это достаточно страшно».

Александр Пелевин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34