18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
10:45 21.08.2018

Город

15.02.2016 16:56

Мы стали есть меньше, даже макарон

В прошлом году петербуржцы стали есть меньше мяса и рыбы, зато увеличили потребление мучного. Стремление к здоровому образу жизни все меньше будет определять покупательское поведение, считают эксперты.

Мы стали есть меньше, даже макарон

В 2015 году жители Северной столицы сократили потребление основных продовольственных и непродовольственных товаров, следует из данных, опубликованных Петростатом.

Более редкими на столе петербуржцев стали рыба и морепродукты. В общей сложности на эти категории было израсходовано 14,4 млрд рублей, что в сопоставимых (очищенных от инфляции) ценах на 27,5% меньше, чем годом ранее.

В рационе петербуржцев также стало меньше мяса. За фарш, бифштексы, суповой набор жители Северной столицы заплатили в 2015 году 50,1 млрд рубль. Однако, с учетом инфляции, смогли купить на 14,8% меньше, чем год назад.

Снижение потребления рыбы в большей степени, нежели мяса, объясняется влиянием продовольственного эмбарго, считает председатель правления ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. «Отечественная продукция тоже выросла в цене, при этом не смогла удовлетворить потребителя по качеству», – считает он. При этом по мясу доля импорта и до антисанкций была невысока, и, даже с учетом импортной составляющей, цены подскочили не так сильно.

На гарнирах к основным блюдам также сэкономили: потребление макаронных изделий упало на 27,9%, до 2 млрд рублей, круп – на 19,2%, до 3,1 млрд рублей.

А вот в десертах смогли себе отказать куда меньше петербуржцев: траты на кондитерские изделия снизились в сопоставимых ценах на 7,2%, до 30,3 млрд рублей, на фрукты — на 10,3%, до 19,8 млрд рублей. Впрочем, по словам Андрея Карпова, не допустить серьезного сокращения объемов во многом удалось за счет перехода на более бюджетные категории. «Меньше стали покупать подорожавшие импортные товары, больше яблоки, где велика доля отечественной продукции», – говорит он.

На покупку чая, кофе и какао жители Северной столицы израсходовали 10,8 млрд рублей, что на 11,4% меньше, чем годом ранее, при условии, что цены на полках были бы такими, как сегодня.

Почти не экономили петербуржцы на молоке и хлебе. На «молочку» в общей сложности было потрачено 47,3 млрд рублей, что в сопоставимых ценах лишь на 3% меньше, чем годом ранее. Хлеб и хлебобулочные изделия обошлись жителям нашего города в 16,2 млрд рублей, что на 4,5% меньше, чем в 2014-м.

Не допустить снижения потребления во многом помогла акционная активность сетей, считает руководитель аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. «В 2015 году потребители посещали большее количество магазинов в поисках лучших предложений в каждом из них», – говорится в материалах исследования холдинга РОМИР и РАНХиГС. Усиление чувствительности к промо подтверждают и сами сети в своих финансовых отчетах.

А вот на вредных привычках петербуржцы решили не экономить. Так, за табак и табачные изделия они отдали в прошлом году 18,7 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 10,9% меньше, чем годом ранее. Продажи спиртного упали всего на 2,2%, до 61,5 млрд рублей.

Готовим дома?

Единственный продукт, потребление которого по итогам 2015 года выросло, – мука. Всего петербуржцы потратили на его покупку 50,1 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3% больше, чем год назад. Однако делать из этого однозначный вывод, что стали больше печь самостоятельно, отказываясь от магазинной кулинарии, пока преждевременно, поскольку потребление других необходимых ингредиентов сократилось. Так, продажи сахара в сопоставимых ценах продажи этого продукта упали сразу на 54,1%, до 2,6 млрд рублей, яиц – 32,3%, до 5 млрд рублей.

По мнению Ивана Федякова, увеличение продаж муки также может объясняться акционной активностью: поскольку это продукт длительного хранения, пользуясь выгодным предложением, его покупают впрок. В то же время, по словам самих ретейлеров, они не наблюдают такого драматического снижения потребления яиц и сахара, которое фиксирует официальная статистика. "Безусловно сокращение есть, поскольку товар дорожал, но явно не такими высокими темпами", – отмечает коммерческий директор "Реалъ" Владимир Кучерук. Сама компания, по его словам, отчетность в Петростат не сдает.

Статистика по муке не стыкуется с желанием представить, что горожане массово ратуют за здоровый образ жизни. Но, как утверждает РОМИР, их опрос показал: более половины россиян готовы платить больше за экологически чистые (56%), а также свежие, незамороженные и необработанные продукты (51%).

Впрочем, и сейчас данные о продажах в сопоставимых ценах могут не отражать подлинный масштаб снижения потребления, подчеркивает Федяков. «Сравнение внутри категории не всегда может быть корректным, поскольку какие-то продукты, в первую очередь среднего ценового сегмента, вовсе выбыли из ассортимента сетей и были заменены более дешевым товаром», – отмечает он. Таким образом, помимо снижения объемов закупки, происходит и экономия за счет качества.

Часы vs. трусы

В непродовольственном сегменте сильнее всего в сопоставимых ценах упали продажи часов – на 41,2%, до 437 млн рублей.

«Сейчас часы перестали быть необходимостью, поскольку время можно смотреть и на мобильном телефоне, а переквалифицировались в статусный товар, поэтому столь значительное снижение продаж в кризис вполне закономерно», – говорит Алексей Карпов.

Автомобиль также становится все больше роскошью, нежели средством передвижения. На покупку легковых машин петербуржцы потратили 91,8 млрд рублей, что, при условии аналогичных цен, на 31,6% меньше, чем в 2014 году.

При этом, судя по официальной статистике, продажи бензина выросли на 5,3%, до 55 млрд рублей. Впрочем, это свидетельство скорее роста парка, нежели увеличения мобильности населения, считает Федяков: «Несмотря на снижение продаж новых авто, общее количество транспортных средств все-таки увеличивается, а вслед за ним объемы продаж бензина». Впрочем, по словам самих предпринимателей, в конце года они зафиксировали сокращение спроса. «Объем реализации нефтепродуктов в 2015 году в натуральном выражении  равен факту 2014 года, при этом количество АЗС не изменилось. Но в последнем квартале 2015 года наблюдалось падение объемов реализации в связи с уменьшением потребления топлива клиентами», – говорят в сети АЗС «Фаэтон».

Кризис заставил жителей Северной столицы также меньше тратить на заботу о здоровье: потребление фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров сократилось на 20,1%, до 60 млрд рублей.

"Фонтанка.ру"

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Петербуржцы также снизили расходы на покупку мобильных телефонов (на 18,1%, до 9,2 млрд млрд) и на мебель (на 22,8%, до 7,6 млрд рублей). Продажи стройматериалов при этом выросли на 60%, до 28 млрд рублей. Однако, как пояснили в Петростате, такая аномалия обусловлена тем, что в 2015 году предоставлять данные начала сеть «Метрика», тогда как в 2014-м ее результаты не учитывались. Скорректированные с учетом этого фактора цифры Петростат опубликует только летом.

На поддержании дома в чистоте экономили не так заметно: на моющие и чистящие средства израсходовали 5,9 млрд рублей (-10%), туалетное и хозяйственное мыло – 942 млн рублей (-13,6%).

Спрос на ювелирные изделия просел на 26,9%, до 5,8 млрд рублей. А вот расходы на внешний вид потребители резали не так сильно. Так, продажи верхней одежды упали на 13,2%, до 50 млрд рублей, обуви – на 8,3%, до 15,7 млрд рублей, покупку тканей – на 11,8%, до 1,3 млрд рублей.

Одновременно продажи нательного белья выросли даже в сопоставимых ценах – на 12%, до 6,9 млрд рублей. Впрочем, по мнению Ивана Федякова, такую динамику по большей части обеспечило не нижнее белье, а скорее, домашний трикотаж. «В кризис люди проводят больше времени дома, стало быть, больше покупают такой одежды. Аналогичная тенденция уже наблюдалась в 2008 – 2009 годах, тогда многие ретейлеры запустили отдельные линейки с этой категорией товара», – поясняет он.

Кроме того, шопинг-терапия во время кризиса не теряет актуальность. «Чем-то себя побаловать хочется, а трикотаж — это наиболее дешевый товар», – заключает эксперт.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.