Наш дед Белов Фрол Филиппович ушел на фронт в июне 1941 года в звании политрука.Участвовал в обороне Москвы и Тулы. Вместе с частями 50-й армии резерва Московского военного округа попал в окружение в декабре 1941 года. После освобождения продолжил службу военкомом ветеринарного лазарета. Участвовал в боях за освобождение Крыма, командовал отделением миномётчиков, был ранен. Осенью 1943 года награждён медалью «За отвагу». Погиб в ноябре 1943 года и похоронен в братской могиле советских воинов в Керчи.
Здравствуйте! В нашем семейном архиве сохранились несколько снимков, которые были сделаны более 70 лет назад. Дарственная надпись на обороте общей фотографии гласит: «Дорогим родителям, братьям и сёстрам в память о службе в РККА, хим.взвод, 1930 год».
Многие из запечатлённых на этой фотографии ушли на фронт в 1941-м, среди них и наш дед Белов Фрол Филиппович. Он родился в Одоевском районе Тульской области в 1905 году. Учился в Богородицком сельскохозяйственном училище, по окончании которого работал агрономом в Кимовском районе. После прохождения срочной службы в армии женился, в 1934 году у Фрола Филипповича и Клавдии Фёдоровны родился сын Владимир.
К началу Великой Отечественной войны семья проживала в Туле, оттуда в июне 41-го Фрол Филиппович ушёл на фронт в звании политрука. Наш дед участвовал в обороне Москвы и Тулы. Вместе с частями 50-й армии резерва Московского военного округа попал в окружение в декабре 1941 года.
После своего освобождения продолжил службу военкомом ветеринарного лазарета. Участвовал в боях за освобождение Крыма, командовал отделением миномётчиков, был ранен. Осенью 1943 года награждён медалью «За отвагу». Погиб в ноябре 1943 года в возрасте 38 лет, похоронен в братской могиле советских воинов в Керчи.
Фрол Филиппович был сугубо гражданским человеком, но он с честью выполнял свой долг по защите и освобождению Отечества.
Хорошо, что у нас сохранились его фотографии, ведь живым мы его никогда не видели. Приятно, что память о Фроле Филипповиче хранится не только на его родине – в г. Туле, но и на месте боёв, стоивших ему жизни, – в г. Керчи: наш дед числится в списках Книг Памяти обоих городов. Занимаясь в этом году уточнением места гибели деда, мы получили подтверждающее письмо из Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Керчи с благодарностью и добрыми пожеланиями как родственникам погибшего участника освобождения Крыма.
В то время, когда наш дед находился на фронте, его жена Клавдия Фёдоровна с сыном (нашим будущим отцом) были эвакуированы в Челябинскую область из-за того, что тогда Тула, как позже и Ленинград, тоже оказалась в кольце вражеского окружения. Линия боёв приближалась к окраинам города, начались перебои в продовольственном снабжении.
Поэтому оставаться в городе было небезопасно. В Куртамышском районе Челябинской области боёв не было, однако весной порой приходилось питаться прошлогодней картошкой, оставшейся не убранной на полях, рассказывала бабушка. Местные жители делились с «эвакуированными» молоком. Там же, в эвакуации, Клавдия Фёдоровна получила извещение о гибели мужа.
Наш будущий отец, сын Фрола Филипповича, – тогда десяти лет, вернувшись с мамой обратно в Тулу в конце войны, поступил в Тульское суворовское училище, закончил его с серебрянной медалью. Затем учился в Ленинградском высшем военном училище и стал военным. Служил в Северо-Западном округе и Группе Советских войск в Германии. Параллельно со службой в Советской Армии отец получил дополнительное образование во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте, заведовал финансовым отделом воинской части. Службу закончил в Ленинграде интендантом. Его мать Клавдия Фёдоровна долгое время работала старшим экономистом в отделе статистики Тульского областного управлениия сельского хозяйста, награждена многими грамотами за успехи в работе. После войны Клавдия Фёдоровна неоднократно посещала могилу Фрола Филипповича в Керчи.
Позднее там побывал также их сын Владимир Фролович со своей семьёй. Память о погибшем на войне дедушке теперь хранится в наших семьях его внуками и правнуками.
Сёстры Беловы