Соглашение об ассоциации Украины с Европейским Союзом, кажется, на грани срыва. После нескольких тайных встреч с Владимиром Путиным и за две недели до саммита стран восточного партнерства в Вильнюсе офис президента Виктора Януковича неожиданно выдвинул Брюсселю требование гарантировать возмещение убытков украинской экономики в случае подписания ассоциации. В Евросоюзе ответили: сначала — выполнение условий, затем — конкретная материальная помощь. Устроит это Януковича или нет — неизвестно. Тем временем в Петербурге, на встрече премьер-министров стран СНГ, Дмитрий Медведев и его белорусский коллега вновь пригрозили Украине санкциями «свыше».
Выполнение критериев ЕС — принятие трех законов, один из которых должен обеспечить выезд Тимошенко на лечение за границу — буксует, но не снимается с повестки. В то же время о развороте в сторону Москвы тоже никто не говорит. Публично спикеры украинской власти продолжают остро критиковать Таможенный союз как попытку возродить СССР в его худшем виде. Причин изменений в поведении Януковича может быть несколько, но основная - попытка до последней минуты торговаться с Брюсселем, который после потери Армении вынужден с удвоенной силой бороться за Украину. В связи с этим в Киеве, судя по всему, решили не упускать возможность получить больше, чем можно было рассчитывать.
Планы Януковича
О внезапной смене настроений в офисе Януковича заговорили после очередной закрытой встречи украинского лидера с российским коллегой 9 ноября. В публичной плоскости еврооптимизм сменился скепсисом 12 ноября на встрече Януковича с промышленниками. «У нас сегодня огромные проблемы с Россией, Казахстаном, куда мы отгружаем более 50% продукции», - заявил на встрече с Януковичем один из бизнесменов Валентин Ландык, который, кроме того, является депутатом фракции президента в парламенте.
Депутат отметил, что украинская продукция станет неконкурентоспособной после подписания соглашения с Европейским Союзом, поскольку в таком случае объемы экспорта украинских товаров в страны Таможенного союза будут ограничены. «Если это можно, давайте подписание на один год пока перенесем. Еще дайте нам возможность подготовиться, дайте возможность закупить оборудование. Это большая просьба не только моя, это большая просьба промышленников», - сказал Ландык. А президент Новокраматорского машиностроительного завода Георгий Скударь добавил: «Никто нас там (в Евросоюзе) не ждет. Как мы не могли поставить в Германию никогда прокатный стан, мы его и теперь не поставим».
Президент — будучи ранее твердым сторонником подписания ассоциации на любых условиях и в этом году — поспешил ответить: «Разделяю вашу тревогу... Некоторые заводы уже работают неполный рабочий день, и сокращается заработная плата, есть угроза утраты рабочих мест... Нам надо искать выход». И выход нашли. 14 ноября на пресс-конференции президент заявил, что для стандартов ЕС у Украины нет ни времени, ни денег. «Большой проблемой является модернизация наших предприятий под технические стандарты Европейского Союза - для этого нужны огромные инвестиции - от $100 до $500 миллиардов», - сказал Янукович.
Украинский президент подчеркнул: отечественная продукция не востребована на рынках Европейского Союза, а из-за сложностей в отношениях с Россией страна уже потеряла более $15 миллиардов. "Это 25% товарооборота со странами восточными, прежде всего - с Россией, - сказал Янукович. - Идет очень большая дискуссия. Поэтому вопросы, которые нам необходимо решать, связаны с большими капитальными вложениями, которых у нас на сегодня нет», - добавил он и сослался на свое общение с промышленниками. Якобы именно по их инициативе ему приходится менять риторику.
Связывать резкую перемену настроений в офисе Януковича с тайными визитами в Россию можно лишь отчасти и по наиболее конспирологической версии, потому что еще в начале октября - задолго до первой закрытой встречи Януковича с Путиным в Сочи - премьер Николай Азаров заявил, что адаптация технических регламентов к нормам ЕС будет стоить Украине около 165 миллиардов евро. «Это огромная работа. Нам нужно будет перенастроить всю нашу экономику под новые для нас стандарты», - говорил украинский премьер.
Фактически это было первым сигналом о будущих торгах, которому не все придали значения. Теперь можно говорить наверняка: Киев в любом случае планировал добиваться от Брюсселя больше, но для убедительности в переговорах не хватало накала в геополитической плоскости. Помощь, как и ожидалось, пришла из России, которая демонстративно продолжила увеличивать прессинг на украинскую экономику и повышать политический градус во взаимоотношениях с ЕС и США. А в партии Януковича тем временем, как и прежде, твердо настроены на ассоциацию. «Россия пытается не выпустить Украину из зоны своих экономических и геополитических интересов. Таможенный союз России - это восстановление в той или иной степени Советского Союза. Но там ничего нет. Ничего, кроме мелодии гимна, которая сохранилась от СССР", - заявил депутат-регионал Владимир Олийнык в комментарии украинскому информационному агентству ЛІГАБізнесІнформ.
Кроме того, напомнил депутат партии Януковича, для вступления в Таможенный союз стране-претенденту не нужно проводить реформы. "Чтобы туда вступить - какой ты есть, такой и сгодишься", - сказал депутат, добавив при этом, что, несмотря на простоту условий, очереди желающих пополнить ряды объединения не существует, "потому что это объединение никому не нужно". "С Евросоюзом ситуация обстоит иначе", - сказал политик.
Будет ли ассоциация
15 ноября — на следующий день после заявления Януковича об экономических трудностях в связи с возможной ассоциацией — состоялся телефонный разговор главы Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу с украинским президентом. Подробности не разглашаются, но в окружении президента говорят: Янукович заверил Баррозу в неизменности курса. А весь вопрос, на самом деле, лишь в деньгах. Евросоюз намек понял и, кажется, согласился с доводами о том, что убытки на российском направлении нужно как-то помочь компенсировать.
"Я буду в Вильнюсе выступать за то, чтобы Европейский Союз противопоставлял давлению (со стороны России) конкретные шансы и фактическую солидарность - будь то возможность сбыта продуктов, которые, например, не разрешают ввозить в Россию, или широкая помощь в разработке системы энергоснабжения", - заявила 18 ноября канцлер Германии Ангела Меркель перед депутатами Бундестага. Она добавила, что поддержка обязательно будет оказана Украине, если будут выполнены все условия, необходимые для подписания соглашения об ассоциации с ЕС. А давление России, по ее словам, недопустимо. "Государства самостоятельно принимают решение о будущем направлении своего развития. Права вето у третьих лиц нет", - сказала Меркель.
В то же время сегодня, по словам канцлера Германии, украинские власти не показывают прогресса. "Сегодня я должна вам сказать, что пока не видно, чтобы Украина была готова создать предпосылки для возможного подписания", - добавила Меркель. Теперь, если украинские власти не захотят получить гарантии помощи на бумаге, условия ЕС могут быть выполнены. Но вероятнее всего, стороны продолжат играть на повышение ставок. В этом случае тема ассоциация Украины и Евросоюза будет развиваться по одному из двух сценариев. Первый предполагает, что офис президента Януковича, добившись максимально возможных уступок, выполнит все условия ЕС за день до саммита в Вильнюсе, который состоится 28–29 ноября. Второй вариант - ассоциацию отодвинут на год, чтобы за это время уж точно добиться всего, что может предложить Европейский Союз, а вместе с ним и США, которые не заинтересованы после поражения в Сирии сдаваться в борьбе на украинском фронте. Кроме того, Москва уже смогла убедить Армению — участницу проекта восточного партнерства — отказаться от ассоциации с ЕС. Западное эго может помочь Киеву получить максимально выгодные условия сотрудничества с Евросоюзом.
А выгод хочется много. Еще до заявления Меркель о готовности оказать поддержку посол Украины в Евросоюзе Константин Елисеев очертил, чего ждет Киев. Список внушительный: возобновление сотрудничества между Украиной и МВФ; оказание финансовой помощи; выход на европейские рынки украинской продукции, соответствующей нормам ЕС; направление помощи ЕС на потребности выполнения дальнейших реформ согласно договору об ассоциации; привлечение финансовых ресурсов для модернизации украинской газотранспортной системы и предотвращения реализации политически мотивированного проекта "Южный поток"; продвижение в решении проблемы устаревших антидемпинговых мер против украинского экспорта. Другими словами, Киев озвучил список-максимум. Что из этого удастся получить — вопрос переговоров, времени для которых еще достаточно.
Правда, времени не осталось для России. Кого история обвинит в разрыве традиционных отношений Киева и Москвы? Вопрос второстепенный не только для Украины, но и, кажется, для России, судя по последней реплике вице-премьера РФ, сравнившего Украину с "известным домашним животным". "Мы призываем ЕС не подогревать наших партнеров, чтобы они совершали необдуманные поступки. Не вешать, как у известного домашнего животного, морковку перед носом, понимая, что морковку он никогда даже не лизнет", - заявил Дмитрий Рогозин, пригрозив Украине "разрушением традиционных горизонтальных отношений" после ассоциации. Трудно описать, сколько гнева это заявление вызвало даже на обычном бытовом уровне на Украине. Быть может, проще забыть, отбросить обиды, простить друг друга и жить дальше - но уже порознь.
Петр Шуклинов, специальный корреспондент украинского информационного агентства "ЛІГАБізнесІнформ", Киев