Российский топливный союз собирается на экстренное заседание. Причина – резкий рост цен, произошедший в середине лета на оптовом рынке нефтепродуктов, что крайне нетипично для сезона. «С самыми большими проблемами уже столкнулись коллеги из Башкортостана, Воронежа, Липецка и Новосибирска. Если ситуация не изменится, то осенью нас ждет суперкризис, а розничная стоимость бензина поднимется на 10%», – прогнозируют эксперты. Впрочем, ценники на петербургских заправках уже потянулись вверх.
В ближайшие дни Российский топливный союз соберется на экстренное заседание. Причина – резкий рост цен, произошедший в середине лета на оптовом рынке нефтепродуктов. «Если ситуация не изменится, то осенью нас ждет суперкризис, а розничная стоимость бензина поднимется на 10%», – прогнозируют эксперты. Впрочем, ценники на петербургских заправках уже потянулись вверх.
О резком повышении стоимости нефтепродуктов представители Российского топливного союза заявили вечером 25 июля. Цена бензина на оптовом рынке за последние 20 дней увеличилась на 4–5 тысяч рублей за тонну, на дизтопливо – примерно на 2,5 тысячи. Ситуация близка к критической, считают они. Происходящее нетипично, так как летом топливный рынок, как правило, стабилен, - добавляет президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин: «Возможно, наблюдаемое явление связано с повышением акцизов на бензин, произошедшим 1 июля. Однако вертикально интегрированные топливные компании уже подняли оптовые цены выше заданной этим фактором планки. И похоже, не собираются останавливаться на достигнутом».
В Петербурге, по наблюдениям специалистов, обстановка спокойнее, чем в других регионах. Удорожание опта составило «всего» 2 - 3 тысячи рублей за тонну, один из основных поставщиков бензина – ООО «Киришинефтеоргсинтез» – поднял цены на продукцию последним. Впрочем, некоторые владельцы АЗС уже воспользовались ситуацией и увеличили стоимость бензина на 30–50 копеек за литр.
«С самыми большими проблемами уже столкнулись коллеги из Башкортостана, Воронежа, Липецка и Новосибирска. Кое-где губернаторы даже вызывали розничных продавцов и просили “принять меры”. Но что тут можно сделать? Влиять нужно на ВИНКи», – резюмирует Олег Ашихмин.
Если летняя разбалансировка цен наложится на дефицит бензина, традиционно случающийся осенью из-за профилактики на НПЗ, эффект может быть взрывоопасным, предупреждают эксперты. Олег Ашихмин конкретные прогнозы озвучить отказался. Однако другие участники рынка сообщили «Фонтанке», что стоимость разных видов топлива на петербургских АЗС в сентябре может взлететь в среднем на 10%.
Усугубит положение дел и то, что вертикально интегрированные компании продают все меньше ресурсов розничным игрокам, предпочитая отгружать их на собственные АЗС или для зарубежных партнеров, – констатируют они. Таким образом, частные торговцы, контролирующие около половины петербургских заправок, фактически остаются без бензина и дизтоплива.
«На экстренном заседании Российского топливного союза мы надеемся привлечь внимание ФАС и Минэнерго к повышению оптовых цен. Если это не поможет, добьемся вмешательства премьер-министра», – обещает Ашихмин. Основной посыл заправочников будет прост: «Либо дорожает розница, либо дешевеет опт». «Мы верим, что можно остановить кризис. Не надо испытывать водителей, население», – говорят специалисты.
С таким прогнозом не согласны эксперты газеты "Коммерсант". Ссылаясь на данные информационно-аналитического центра "Кортес", коллеги пишут, что по итогам прошлой недели увеличилась стоимость всех видов бензина (наибольший рост показал АИ-92: его тонна в опте подорожала на 1 тысячу рублей — до 30,4 тыс. руб.). И темп роста цен в рознице не должен превысить рост в крупном опте. Следует ожидать поэтапного повышения стоимости в среднем на 5% до конца августа — начала сентября, но при этом цена не вырастет больше, чем на 1 рубль в месяц, так как в период падения оптовых цен с апреля розничные не падали, — прогнозируют журналисты. Источник "Ъ" в одной из нефтекомпаний объясняет резкое увеличение цены на топливо сезонным спросом и напоминает, что, когда с апреля оптовые цены на нефтепродукты постепенно снижались, "компаниям порой приходилось торговать в убыток", а теперь рынок "восстанавливает справедливость".
Сбудутся ли надежды розничных продавцов – вопрос открытый. Ведь, несмотря на многочисленные обсуждения, которые постоянно организуют и в Минэнерго, и на уровне регионов, осенних сложностей на топливном рынке год от года не удается избежать. В конце августа – начале сентября 2012-го на некоторых АЗС Северной столицы отсутствовали популярные бензины Аи-92 и Аи-95, а ценник на них вырос буквально за одну ночь. В 2011 году автомобилистам также пришлось столкнуться со значительными сложностями. После того, как на летнюю профилактику закрылись часть НПЗ, возник серьезный дефицит нефтепродуктов в опте. В результате на заправках независимых операторов практически полностью исчезло из продажи топливо Аи-95, а альтернативное ему Аи-92 выросло в цене. У вертикально интегрированных компаний, которые могли снабжать свои заправки 95-м, оно также подорожало. Из продажи начал исчезать высокооктановый бензин Аи-98. Его отсутствие на АЗС вылилось в удорожание до 40 - 42 рублей за литр против 32 - 33 рублей.
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»