
В Петербурге на общественные обсуждения выносят проект планировки, где наконец-то прописаны выходы со станции метро «Театральная». Понятно, что его утвердят. Дело за малым — чтобы это хоть как-то ускорило процесс.
Экспозиция по ППТ для участка оранжевой линии от «Спасской» до «Театральной» будет опубликована 14 мая. Но в целом все и так знают, о чем там речь. Две точки: на месте дома быта, что на пересечении Лермонтовского и Декабристов, и в Театральном сквере — там, где сейчас АЗС «Роснефти».

предполагаемые варианты выхода «Театральной»
Известны и примерные показатели: «домбытовский» вестибюль — это многоэтажное здание высотой до 20 метров. По данным «Фонтанки», поставлена задача вписать его в нынешний уличный фронт, чтобы после сноса старого здания не возникало эффекта выбитого зуба. Второй, «заправочный», выход — это спуск под землю с навесом, наподобие «Горного института».
Давайте еще раз обсудим
Первым, приоритетным уже несколько лет является именно вариант с домом быта. В 2021 году, когда город заказывал предпроект, он прямо писал в техзадании для будущего подрядчика: «При рассмотрении возможных мест размещения второго вестибюля станции „Театральная“ принять в качестве первого вестибюля размещение по адресу: Лермонтовский проспект, дом 1/44».
Через некоторое время тогда провели голосование как раз по второму вестибюлю. Предложили три варианта: заправка «Роснефти», участок между домами № 37 и 39 по Декабристов (то есть почти напротив дома быта) и Декабристов, 38 (бассейн Академии им. Лесгафта). Победил первый, после чего возникло устойчивое мнение, что город определился с двумя точками.
О том, что дом быта никуда съезжать не собирается, «Фонтанка» писала. «Сейчас опять приходится вести переговоры с частным лицом, чтобы выкупить определенный участок на расстоянии 700 метров от метро», — сетовал в конце прошлого года губернатор Александр Беглов. Тогда ему пришлось объяснять, почему открывается участок метро «Спасская» — «Горный институт», но поезда не будут останавливаться на совершенно готовой под землей (и прямо говоря, очень симпатичной) «Театральной».
Частное лицо — это владелец компании АО «Услуга» Юрий Филатов. Но стороной переговоров он, судя по всему, не является. По крайней мере «Фонтанке» он сообщил, что никто к нему ни с каким предложением не выходил (даром, что уже давно растиражирована даже примерная стоимость выкупа здания — миллиард рублей). Ранее Филатов уже говорил, что выступает против сноса, так как организации в доме быта предоставляют не только необходимые населению услуги, но и рабочие места.
Это не единственный объект недвижимости в собственности у его компании с самого ее основания в 1992 году, всего их 11. За прошлый год «Услуга» за счет сдачи помещений в аренду заработала 182 млн рублей, хотя планировала 176 млн. Одной из причин, если читать отчетность компании, являются вот такие публикации «Фонтанки».
«В 2024 году после очередной информации в средствах СМИ о возможном изъятии здания по адресу: Лермонтовский пр., д. 1/44, в связи со строительством станции метро мы продолжили сдавать в аренду освобождаемые помещения по заниженной цене по сравнению с действующей методикой, — говорится в документах. — В 2024 году доход от аренды помещения по адресу: Лермонтовский пр., д. 1/44, был получен в сумме 40 630,1 тыс. руб., что составляет 22,2% от общего объема дохода, полученного от аренды нежилых помещений».
Собственно, примерно так компания и оценивает возможные риски, если Смольный все же доведет свою идею до реализации: «Впоследствии, если будет изъятие здания и земельного участка, для организации будет значительное уменьшение дохода — на 22% — по арендным платежам».
Можно предположить, что город чисто бюрократически не находил оснований вести переговоры с бизнесом — пока не утвержден даже проект планировки, не говоря уж о проекте самого вестибюля. Примерно об этом говорил и вице-губернатор Николай Линченко. Но тогда сложно сказать, сколько времени уйдет на переговоры с нуля — особенно если все перенесут в судебную плоскость.
Какие еще были варианты
А перспектива судов реальна при таком настрое бизнеса. Дело в том, что не только здание, но и участок под ним площадью 1 400 квадратов тоже в собственности у АО «Услуга». И есть смысл вспомнить Земельный кодекс. Статья 56.3 говорит, что изъятие участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства или реконструкции допускается, если строящиеся объекты предусмотрены документами территориального планирования и проектами планировки (это дело времени). Но в 49-й статье, где речь идет об основаниях для такого изъятия, написано: «При отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов».
Сказать, что за более чем 10 лет, в течение которых это все обсуждается, появились альтернативные варианты, значит не сказать ничего. Известно, что изначально выход из метро хотели делать прямо на пересечении Декабристов и Глинки. Для тех, кто забыл, это выглядело так: в обосновании к ППТ 2018 года вестибюль вместо дома быта и два спуска на Глинки отмечены синим.

Как отвалился этот вариант — не секрет: против него жестко выступал художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, и несколько лет назад Смольный торжественно пообещал: никто на площадь подниматься не будет. Это не помешало в прошлом году губернатору Александру Беглову указать на «знаменитостей разных», которые «приняли решение, что выход из метро не должен быть рядом с театром». А позже и вовсе сказать, что к запуску станции на транзит привели «известные амбициозные люди» и их «некомпетентность в вопросах освоения подземного пространства».
К тому времени поезд, извините за каламбур, ушел: в том же самом задании на предпроект 2021-го, о котором речь шла выше, заказчик специально писал: «Место размещения вестибюля в пределах УДС на пересечении улиц Глинки и Декабристов в качестве возможного не рассматривать».
Но за годы обсуждений вариантов и без этого возникло множество. Например, одно время рассматривали другой, юго-восточный край Театральной площади. А позже разработали сразу 8 альтернативных вариантов: помимо дома быта, нечетной стороны Декабристов, АЗС «Роснефти» и бассейна академии Лесгафта пунктиром выходы рисовали на месте детской больницы № 17, школы № 259 на набережной Крюкова канала, в переулке Матвеева. Забирались и дальше: между стадионом и академией Лесгафта и даже на набережную Мойки.
Ну и не стоит забывать историю из начала 2010 годов, когда в Петербурге пытались разрабатывать концепцию освоения подземного пространства. Тогда вокруг Мариинского театра нарисовали множество подземных паркингов, объединив их с выходом из метро. Эскизы до сих пор можно найти на сайте КБ ВИПС, их даже показывали на выставке нереализованных проектов.

C годами самые фантазийные варианты отсеялись, но не факт, что противники изъятия земель не станут их использовать как аргумент. А договориться с ними, спроектировать выход и построить его надо к 2030 году или раньше — такие ориентиры ставит Смольный. Либо сразу без иллюзий пробиваться к заправке в Театральном сквере.