35

Ковид ударил в мозг. Как коронавирус меняет наши мысли, ощущения и поведение

Нейробиолог Илья Мартынов рассказал «Фонтанке», на что похож ковид с точки зрения его специализации и объяснил, почему помогать друг другу — лучший способ развивать мозги.

Нейробиолог Илья Мартынов.
Нейробиолог Илья Мартынов.Фото: из личного архива
ПоделитьсяПоделиться

Когда COVID-19 обернулся глобальным локдауном, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Гебреисус заявил, что пандемия оказала очень серьезное воздействие на психическое здоровье людей. Миллионы столкнулись с бессонницей, психоэмоциональной нестабильностью, депрессией и паническими атаками.

Эти наблюдения в своих публикациях зафиксировал журнал Lancet. Затем появились тревожные публикации о вспышках агрессии у пациентов с коронавирусом и о том, как вызванная болезнью гипоксия оборачивается когнитивными расстройствами.

Автор книги «Мозг. Как он устроен и что с ним делать» нейробиолог Илья Мартынов на своих лекциях рассказывает, как правильно обращаться с главным органом в нашем теле, популяризирует знания о работе мозга и вместе с издательством АСТ (редакция «Аванта») работает над новой книгой. В интервью «Фонтанке» ученый рассказал, как коронавирус влияет на субстрат нашей психики, означает ли потеря обоняния проблемы с головой в целом и что делать, чтобы мозг вас радовал как можно дольше.

— Новостей о том, что ковид серьезно подрывает психическое здоровье человечества уже так много, что они сами по себе могут вызвать стресс. Как обстоит ситуация с точки зрения науки?

— Пандемия привела к тому, что мы столкнулись со стрессом неопределенности. Этот вид стресса опасен тем, что наш мозг, оказавшись в «подвешенном состоянии» незнания, вынужден постоянно выделять «гормоны стресса»: кортизол, норадреналин и адреналин, которые влияют на его работу. Недавно выяснилось, что норадреналин (главный «посредник» в передаче импульсов в симпатической нервной системе, управляющей внутренними органами человека, также она активно задействована при физических и эмоциональных нагрузках) может негативно влиять на взаимодействие между нервными клетками. В результате некоторые важные белки просто перестают вырабатываться в мозге. Это приводит к тому, что вспомогательные клетки мозга — глии, которые помогают нейронам передавать сигналы, перестают работать. В итоге мы получаем искаженную работу мозга. Данные некоторых исследований на животных также указывают, что в результате длительного стресса участки префронтальной коры головного мозга, ответственной за логическое мышление, могут уменьшаться в объеме. А области мозга, отвечающие за страх, напротив, увеличиваются. Таким образом, стресс перестраивает мозг человека.

— Но ведь пандемия — не война, человек сидит не в окопе, а у себя дома, где по идее комфортная для него среда.

— Эта среда комфортная, когда вы знаете, что вас ждет. Другая ситуация — когда человек попадает под сокращение, меняется специфика его занятости, а работы становится больше. К тому же, раньше он знал, что надо продержаться полгода — и будет отпуск на море. А теперь все планы срываются. Неопределенность нарастает — и усугубляет стресс. Кроме того, индекс доверия между людьми понижается, когда они общаются не лично, а через глазок видеокамеры. Сильно удручает однообразность. Дофаминовая система, «встроенная» в наш мозг, придумана природой, чтобы поощрять нас расширять свой ареал обитания. Именно на дофамине основан интерес к жизни и ко всему новому. Древний человек, который осмелился заглянуть в дальние кусты, мог обнаружить там источник опасности и принять меры, или новый фрукт, который можно съесть. Так что выход за пределы своего места обитания поощряется природой. Поэтому самый хороший отдых — это смена места жительства на какое-то время. Если человека переводят на работу из дома, он вообще психологически не «перезапускается».

— Изменение обоняния у перенесших ковид — признак того, что коронавирус влияет на мозг в целом?

— Обонятельные рецепторы — это клетки, которые работают, как ловушки для молекул пахнущего вещества. Они окружены вспомогательными клетками, которые «удерживают» рецепторы в нужном положении, чтобы они захватывали ароматические молекулы. Судя по опубликованным данным, именно эти опорные клетки и разрушаются в результате атаки коронавируса. В результате обонятельные рецепторы хуже выполняют свою функцию. Но через пару месяцев опорные клетки восстанавливаются. Из-за индивидуальных особенностей у некоторых пациентов этот процесс идет очень долго.

Влияние коронавируса на мозг обусловлено другим фактором. По одной из теорий предполагают, что ковид вызывает сгущение крови и образование тромбов. Это приводит к закупорке тонких сосудов мозга и клетки могут начать «голодать». Нечто подобное происходит, когда начинаются старческие изменения — и человек, например, не может что-то вспомнить. Клетки в мозге есть, но кровь туда не поступает, и они не могут нормально активироваться.

— Люди становятся агрессивными, когда болеют ковидом. Это тоже результат «голодания» клеток?

— Поведенческие изменения, скорее всего, связаны со стрессом: у человека «отключаются» лобные доли, которые вытормаживают агрессивное поведение. По-видимому, также сдвигается баланс биологически активных молекул в мозге. В таком состоянии человек может быть более импульсивным и хуже контролирует себя. Люди устают от изоляции, им нужно как-то выпустить накопившееся напряжение. Но это моё предположение, нужно дополнительно изучать этот вопрос.

— Современный человек за год получает больше информации, чем человек прошлого века мог получить за всю жизнь. Значит ли это, что наш мозг отличается от мозга наших предшественников?

— Это очень серьезный вопрос. За последние десятилетия у людей, например, изменилась структура шизофренического бреда. Раньше он был сложным, витиеватым, а у наших современников — довольно примитивный. По мнению некоторых исследователей, связано это с однотипным контентом, который мы потребляем.

Изменения нашей жизни приводят к смене специализаций областей головного мозга. В 19 веке образованный человек знал 5–6 языков, и воспитывался в семье таких же образованных людей. А в начале века 20 людей крестьянского происхождения насильно заставили изучать грамоту. Но, несмотря на все эти исторические изменения, нельзя сказать, что люди в разные века становились умнее или глупее. Просто менялась специфика работы с информацией. Области мозга, которые человек для этого задействует, остались теми же самыми, но выполняют другие функции. Например, часть моторной коры раньше отводилась под навык письма пером, а теперь — под печать на клавиатуре. У детей, которые обучаются музыке или рисованию структуры коры головного мозга «затачиваются» под разную деятельность.

— Раз уж речь зашла о детях, полезно ли с точки зрения нейробиологии раннее развитие? Сделает ли оно ребенка более конкурентоспособным в будущем?

— Никто не знает. Чтобы ответить на этот вопрос, потребовалось бы поставить серию весьма неэтичных и продолжительных во времени экспериментов. Надо взять несколько тысяч детей, поделить на группы и одних обучать с года, других — с двух-трех лет, третьих — не обучать вовсе. А потом наблюдать за ними на протяжении лет 15 и сравнивать результаты. Но в целом многие вещи определяются индивидуальными особенностями мозга. Если у ребенка есть предрасположенность к чему-то, родители это уловили и начали развивать, ребенок получит преимущество по отношению к сверстникам.

— Система школьного образования соответствует современным данным науки о мозге?

— Вы хотите, чтобы я рассказал все, как есть и меня отовсюду уволили? А если серьезно, школьное обучение строится на понятиях успеваемости и обучаемости. Успеваемость — это способность справиться с программой, работать четко по алгоритму. Задали прочитать параграф и выучить формулы — ребенок все это сделал. Обучаемость зачастую означает умение «схватывать на лету», самостоятельно находить ответы, но при этом не всегда уметь это объяснить по учебной программе. Иногда детям с высоким уровнем интеллекта скучно решать стандартные примеры — и они не «успевают» по программе. Но при этом есть и необучаемые дети, у которых может быть нарушена функция внимания. И каждому ребенку в школе приходится учиться быть удобным для системы и государства в целом. На первом этаже сидит охранник, есть строгий распорядок дня, кормят по расписанию. И это не плохо на самом деле. Потому что государство — единственный инструмент, который позволяет незнакомым людям договариваться друг с другом. Самое важное, что родители могут дать своему ребенку — это любовь, принятие и понимание. Если у ребенка все это есть, он переживет любые неприятности или сложности в школе. Достаточно выбрать те предметы, которые ребенку действительно интересны и важны. Ну, будет у него тройка по какому-нибудь ОБЖ — и ладно. Но зато ниже будет общий уровень стресса, что очень важно при нынешней загруженности детей. Иначе ребенок вырастет и будет работать на свою медицинскую карточку.

— Кроме коронавируса у нас, похоже, эпидемия депрессии. Это «болезнь самокопания» или действительно какой-то сбой в организме?

— Депрессия — это не просто «плохое настроение», а утрата способности получать удовольствие, тревожность, нарушения сна и аппетита на протяжении не менее двух недель. С точки зрения науки депрессия — эндокринологическая проблема. Например, происходит изменение уровня таких нейромедиаторов, как серотонин, норадреналин, дофамин и ГАМК (гамма-аминомасляная кислота). Клетки общаются друг с другом путем высвобождения посредника-нейромедиатора. Если его высвобождается мало, то импульс от клетки к клетке не идет. Если области мозга, которые должны выравнивать эмоциональный фон, не вырабатывают серотонин и дофамин в нужных объемах, эту проблему надо решать. Это может происходить из-за наследственности или из-за того, что человек долго находился в состоянии стресса или тревоги, и мозг истощен. Выравнивать ситуацию можно с помощью психотерапии и антидепрессантов, которые помогают накапливать нейромедиаторы в нужном количестве. На это может уйти полгода-год, иногда больше.

— Что делать с мозгом, чтобы он нормально работал и как можно дольше не старел?

— Все банально. Следить за питанием, не налегать на сладкое и жирное, не переедать на ночь. Плюс — физическая активность, например легкая гимнастика по 25–30 минут в день или пробежки для кровотока (при условии отсутствия противопоказаний). Обязательно давайте мозгу нетривиальные задачки: читайте сложные книжки, учите иностранный язык. А еще нужна мотивация — причина, почему вы встаете по утрам с постели. Придумайте себе цель в жизни, по-настоящему интересную и непростую, которая сподвигнет вас развиваться и двигаться дальше. Отсутствие цели приводит к апатии и депрессии, а это не улучшает работу мозга. Выбрали цель — ведите дневник своих достижений, он будет стимулировать выработку дофамина. Найдите единомышленников — людей, которые вас поддерживают, мотивируют и не обесценивают. Помогать друг другу — лучший способ развивать мозги.

Венера Галеева, «Фонтанка.ру»

Нейробиолог Илья Мартынов.
Нейробиолог Илья Мартынов.Фото: из личного архива

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (35)

Напешите им в государство, что человек заболел кавид сидит дома помощи нет, его действия в такой критической ситуации должны быть разработаны в срочном порядке государством так. Он звонит на службу по кавид говорит симптомы, что врач не приходит, скорая не едит. Что должны делать. Нужно чтобы человек позвонивший в такую службу сообщил симптомы, имя, фамилия, номер полюса, после чего ему выдаётся список названия лекарств, потом номер допустим 20192022 он званит в питерскую интернет аптеку и по номеру заказывает себе лекарство, аптека спокойно доставляет человек лечиться и ждёт врача, если не помогает вызывает скорую, наверное так можно расслабить скорые. Удачи всем.

Уровень тревожности и депрессии возрастает, когда твоя зарплата не меняется уже 20 лет. А цены за последний год выросли на всё в три раза. Агрессивных людей на улице...каждый второй, если не правильно на него посмотрел или не уступил ему на самокате, велосипеде, машине, получи либо кулаком, либо ножом, либо пулю из пистолета. Перспективы; власть диктатора до конца твоей жизни, «железный» занавес и «суверенный интернет без выхода на YouTube и т.д. Плюс-все живут по понятиям, а не по законам и вероятность оказаться за решёткой, если тебе это всё не нравится и ты публично критикуешь власть-99%.

Хочу защитить удалённую работу.
Меня, например, дома "однообразность" абсолютно не удручает, тут все индивидуально.
У нас в офисе уровень стресса больше, дома работать спокойнее и продуктивнее. А расширять свои границы можно и без поездок на работу и времени на такое расширение больше остаётся.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...