Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть ЦИК собрался креативить в Сети

ЦИК собрался креативить в Сети

961
Источник:

ЦИК предлагает увеличивать явку на президентских выборах сетевым креативом. Платные шутники выбраны. «Фонтанка» спросила политологов, даст ли это Петербургу явку в 70%.

«Фонтанка» спросила ведущих политологов двух столиц, реализуется ли всероссийский план «70 на 70» в марте 2018 года, что ждёт Петербург и отрубят ли голову политическим бакланам-вредителям.

Пока будущих избирателей готовят в День знаний к «сеансу знаний» с Владимиром Путиным, тех, кто юн, но уже может голосовать, начинают агитировать на сетевых просторах. ЦИК тоже собрался в Интернет, креативить для всех остальных, чтобы увеличить явку.

Уже нанятые специалисты предлагают сделать символом избирательной кампании 2018 года число 18, где восьмёрка станет песочными часами. Те же агитаторы за бюджетный счёт планируют политические флешмобы и наполнение Рунета столь любимыми в Сети «мемасиками», но на заданную тему. Например, один из вариантов: «Куда ушел Малахов? На выборы». В качестве мотиваторов – опять советская традиция. Лучшие селфи на избирательных участках отметят грамотами от Центризбиркома.

Без этого «зоопарка» не обойтись, говорят эксперты. Но станет ли он в итоге «цирком», насколько добрым или злым будет клоун – пока сказать сложно. При на первый взгляд очевидной игре, неизвестных в этом уравнении за полгода до выборов всё же многовато.

Креативный ЦИК

Без предвыборного креатива не обходится ни одно таинство выборов.

«Есть машина, бюджетный механизм, в котором работают люди. Она стоит столько же, сколько бы стоили обычные демократические выборы, а может, и больше. Глупо думать, что эта машина не будет работать, – поясняет политолог Глеб Павловский. – Она нуждается в функционировании, ей нужно быть занятой. Тем более в таком важном событии, как избрание президента. Поэтому, конечно же, будут делаться все эти глупости. Всякие хорошо бюджетированные программы по повышению явки. Это неизбежный абсурд системы».

Павловский вспоминает, что десять лет назад никто бы не спросил, зачем это надо делать:

«Считалось, что это правильно и даже круто – придумывать новые приёмы повышения явки. Это ведь демократично! Повышать процент пришедших проголосовать. Но сегодня это говорит о том, что система тратит на саму себя деньги, которые нужны на развитие».

«Зоопарк этот нужен для демонстрации активности всех участников процесса, – считает и Антон Мухин, политический обозреватель журнала «Город 812». – Надо работать с молодежью, которая пошла за Навальным? Работают. Это имитация деятельности». Правда, кого-то из молодежи вряд ли заинтересуют грамоты Горизбиркома. «Все знают, что они все равно достанутся организаторам конкурса», – не верит системе он.

Профессор Европейского университета в Петербурге, политолог Григорий Голосов уверен, что широкая пропагандистская кампания все равно обязательно будет.

«Она будет, в частности, связана со сбором подписей за Владимира Путина, тут механизм отлаженный, – считает он. – Скорее всего, реализуется стратегия не идти по партийным спискам. С одной стороны, ни к чему Путину связывать себя с «Единой Россией», с другой, и сбор подписей позволяет создавать массу благоприятных информационных поводов, мобилизовать организационные ресурсы».

«ИМА-консалтинг» (компания, которую Центризбирком выбрал для создания концепции информационно-разъяснительной кампании на выборах президента в 2018 году) – традиционный подрядчик ряда властных структур, – называет возможных исполнителей плана по повышению явки писатель, политолог Станислав Белковский. – Начиная от ЦИКа, заканчивая мэрией Москвы. Они работали при мэре Юрии Лужкове, остаются в обойме и при Собянине. Это очень большое агентство. Но оно сильнО, скорее, технологическими решениями, чем креативными, скажу вежливо. Впрочем, талант криэйтора нельзя оценить на расстоянии. Во всякий момент времени у него может случиться озарение. Особенно если с утра принять граммов 150 экстракта горькой полыни».

А вот политолог, доцент института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман уверена, что людям, берущим подобные заказы, надо беспокоиться только об одном: «Чтобы по окончании избирательной кампании к ним не пришла прокуратура, а также Следственный комитет. И я надеюсь, что это подстегнет их креатив. Или наоборот, ограничит его».

Установка 70% на 70%

Креативить можно и до бесконечности, и до прокуратуры, но вот уже несколько месяцев в медиапространстве периодически всплывает конкретная агитационная задача под кодовым названием «70 на 70» (% голосов за Владимира Владимировича на % явки).

«Про установку «70 на 70» мне рассказали несколько месяцев назад, в среднем звене кремлёвской администрации у меня есть некоторые источники, – например, говорит Станислав Белковский. – Действительно, пока программа «70 на 70» остаётся. Можно сказать, что это «программа-максимум».

«70 на 70» – примерная установка, и важно понимать, что это – общенациональная установка, – поясняет Григорий Голосов. – Понятно, что на Северном Кавказе явка будет 99%, а в Петербурге явка будет ниже и результат похуже, но это никого особо не волнует».

В свою очередь политолог Екатерина Шульман говорит, что параметры «70 на 70», негласно объявлявшиеся около года назад, вообще уже неактуальны, и в Кремле теперь это понимают. Да и во всем мире сейчас явка снижается, европейские примеры низкой явки найти легко, а в США она традиционно низкая.

«Доклады околокремлевских экспертных институтов уже гласят, что главное не явка, а легальность, – отмечает столичный эксперт. – Если 70% избирателей придет на участки, это может обернуться против тех, кто этого хотел. Теперь соблюдение закона называется приоритетным».

Шульман отмечает, что российские региональные власти, с одной стороны, вздохнули с облегчением: нормы нет, «что вырастет, то вырастет». И если и надо «пригонять» зависимый электорат, то не с былым фанатизмом. С другой стороны, регионы могут подумать, что на самом деле в Кремле хотят 70% явки, просто об этом не говорят вслух. По этой причине, по мнению эксперта, ряд регионов просто не будет вдаваться в «тонкие кремлевские намеки».

«Республики Северного Кавказа, Юга России, Мордовии, Кемеровской области как давали больше 80%, так и будут давать, – уверена Шульман. – Авось их не поругают, скорее, похвалят. За большую цифру».

Глеб Павловский согласен с ней: разнарядки может и не быть, но при одном условии.

«Если после предвыборного кризиса этого года мы выйдем в какой-то полностью управляемый режим, – поясняет он. – Но неизвестно, сможет ли система преодолеть беспроблемно кризис, который её ждёт. Как минимум это кризис от попытки не допустить Навального к выборам. Более глубокая основа для этого кризиса – отсутствие причин для того, чтобы Путин снова выдвигался в президенты».

К слову, про оппозиционера-видеоблогера. Иллюзий о президентской кампании Алексея Навального эксперты не питают. До выборов его не допустят, солидарны они. И всё же бренд «Навальный» будет влиять на итоговый результат.

«Без Навального им надо будет думать, как бы не получилось 99%», – считает Антон Мухин.

«Позиция Навального будет влиять там, где важен его голос – в Москве и Петербурге. Все, что ему останется делать – это агитировать в принципе против явки», – уверен Григорий Голосов.

Петербург не потянет 70%

«Про «70 на 70» ляпнули, и я до конца не понимаю – это инструкция или мысли вслух, – говорит Антон Мухин. – Я думаю, для Петербурга традиционно будет сделана скидка, регион считается демократическим, тут тяжело получить такие же цифры, как по стране. Хотя, на мой взгляд, есть и гораздо более демократические регионы – Карелия. Просто в Петербурге традиционно не очень сильны позиции «Единой России», но среднероссийский результат они всегда показывали».

«Будет 65%, никому голову не снимут, – считает Григорий Голосов. – Если ниже 60% – кого-то накажут. А при варианте 60 + будут говорить: вот конкурентные выборы. Собственно, это касается и самого результата, и явки». Станислав Белковский тоже считает, что «расстрелов» за недостижение этих цифр не будет, но некий рейтинг отвечающих «за это» будет составлен. «Худшие будут кандидатами на вылет из системы обеспечения электоральных процессов в России, – говорит о естественном отборе он. – Влияние на карьеру будет, но не в сталинско-ГУЛАГовском ведь режиме».

И, видимо, именно в двух столицах эти «перекосы на местах» будут видны особо отчетливо. «Цифры в 70% в Петербурге сделать будет нереально, – уверен Станислав Белковский. – Если только не случится чего-то экстраординарного, вроде бакланов, которые заклюют урны для избирательных бюллетеней».

Впрочем, на бакланов надежды мало, поэтому Кремль не особо и рассчитывает как на Санкт-Петербург, так и на Москву.

«Главный разгул выборной благодати придётся на периферию, как всегда, – уверен Белковский. – Кроме того, Кремль после выборов 2011 года, Болотной площади и проспекта Сахарова принял решение в минимальной степени заниматься фальсификациями в столицах. Центр фальсификаций переносится на периферию, особенно в национальные республики».

Как вырастить явку без креатива

«Какой-нибудь военно-политический скандал, – перечисляет проверенные историей методы Белковский. – Нечто похожее сейчас назревает в Приднестровско-Молдавской Республике (ПМР – непризнанная республика на границе Украины и Молдавии. – Прим. ред.). Молдова объявила вице-премьера Дмитрия Рогозина, ответственного за ПМР, персоной нон-грата, после чего собирается потребовать от ООН вывода российских войск. Новый «полукрымский» сценарий вызовет истерию, которая может принести дополнительную явку».

Есть и вариант проекта «Гоголь». «Это я придумал название, – хвастается Станислав Белковский. – Смысл – попытка голосовать за мёртвые души, т.е. за тех, кто уже умер, но из списков избирателей не вычеркнут».

Антон Мухин в качестве «нелайтового» варианта называет все тех же учителей. «Если не проголосуют, будут расстреляны во дворе школы», – иронизирует он. Среди вариантов light политический обозреватель называет сокращение списков избирателей. «Когда оттуда теряются списки тех, кто никогда не ходил на выборы. Это не 5-10%, но случаи такие были. Никто же не проверяет количество «вычеркнутых». Если придут – их внесут», – поясняет Мухин.
Выборная соль

«Самое сложное в этих выборах, в отличие от всех предыдущих – это кандидатура президента, который зачем-то идёт на это в четвёртый раз, – подытоживает Глеб Павловский. – Путин не Гамлет, обдумывающий жизнь. Он просто решает практические проблемы. Новые выборы, если их пытаться проводить по модели прошлых, делают его пленником. Заложником той коалиции, которая будет их организовывать. Путин устал. При нормальной ситуации он бы не пошёл на выборы. Но сегодня это абсолютно невозможно для тех, кто его окружает. Они не имеют никакой легитимности, кроме него. Соответственно, вся команда проваливается неизвестно куда, если он уходит. Отсюда и попытки подтянуть под человека, который на самом деле уже выполнил свою миссию, что-нибудь новенькое и явку заодно».

Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях