Банкир Лебедев ошарашил общественность новостью об аресте корреспондентского счета Национального резервного банка. Ткнул пальцем в петербургскую полицию. И перед ПМЭФом связал это с политикой. Как выяснила «Фонтанка», заблокированы денежные средства, а не счет. Следственный комитет расследует дело об уклонении от налогов. Коллеги же финансиста считают, что самый больший ущерб банку нанес Лебедев — своим заявлением в Твиттере.
«Уже на подъезде к вокзалу, чтобы ехать на инвестфорум в Питер, в очередной раз столкнулся с родным, российским инвестклиматом. Звонок из ЦБ РФ. "Информируем, что корсчет НРБ арестован в рамках уголовного дела, возбужденного Следственным управлением МВД С.-Петербурга. "Развернулся-домой», – такое сообщение появилось около девяти вечера 21 мая в твиттере председателя совета директоров Национального резервного банка Александра Лебедева. (Орфография и пунктуация автора сохранена. – Прим. ред.)
На поверку оказалось — речь идет об уголовном деле, возбужденном Главным следственным управлением СК РФ по Петербургу. По данным «Фонтанки», в апреле этого года в следствие обратилась межрегиональная налоговая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 9 (расположена в Петербурге), где на учете стоит НРБ. В заявлении указано, что в 2011 году банк не выплатил 485 миллионов рублей налогов с полученного дохода. По результатам проверки заявления следователь нашел признаки преступления — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. И судья Петроградского районного суда по ходатайству следствия арестовала средства на указанную в заявлении сумму на корреспондентском счете в Центральном банке РФ.
Отметим, что сам банк с претензиями налоговой службы несогласен и с 2011 года насчитанную сумму оспаривает в арбитражном суде. В первой инстанции НРБ проиграл, но решение оспорил. И 25 июня назначено рассмотрение апелляции. При этом в финансовом учреждении уверяют: 295 миллионов из указанной суммы они уже выплатили. И речь в иске идет не более, чем о 190 миллионах.
По официальному заявлению банка, они уже подготовили обращение в прокуратуру, суд, а также к уполномоченному по правам предпринимателей при президенте РФ.
«Вместе с тем банк заверяет, что сложившаяся ситуация никак не повлияет на его текущую работу: обязательства перед клиентами выполняются в полном объеме. НРБ был и остается одним из самых надежных и устойчивых финансово-кредитных учреждений России», – говорится в релизе.
В ГСУ СК РФ «Фонтанке» подтвердили, что 24 апреля было возбуждено уголовное дело и в рамках расследования заблокированы средства на корсчете. Фигурантов в деле пока нет.
Сам Лебедев еще накануне уверял подписчиков, что «НРБ практически никому ничего не должен».
И выдвигал две версии произошедшего. Первая касалась почему-то его знаменитой драки с бизнесменом Сергеем Полонским. Вторая гипотеза более конспирологична: банкир задумался о мести за активное расследование «хищений сотен миллиардов из тех самых преднамеренно обанкроченных банков».
В свою очередь, коллеги Лебедева неофициально назвали большим ущербом не блокировку средств, а само заявление. «Он же банкир, а заявил о блокировке корсчета. Такая блокировка в ЦБ – это фактически блокировка работы банка. Что он хотел? Паники? Оттока средств? А может, это стратегический расчет? Но мало похоже».
Татьяна Востроилова,
«Фонтанка.ру»