Уголовный розыск петербургского главка доложил о ликвидации шайки, члены которой обворовывали петербургских пенсионеров. Проникая в квартиры под видом работников коммунальных служб, не стеснялись забирать тысячи, отложенные с пенсий. Раскрытие принесло сюрприз: из пятерых задержанных никто не имеет криминального прошлого. В центре схемы — мать двоих детей и бабушка нескольких внуков, впервые ступившая на криминальную стезю в возрасте под пятьдесят.
- Нам надо поверить газ.
– Мы из собеса, надо уточнить данные.
– Покажите, где у вас электросчетчик.
Такого представления было достаточно, чтобы пожилые петербуржцы открывали дверь незнакомцам. После визита «газовщиков» или «электриков» ветераны оставались без сбережений.
Сыщики 5-го отдела УУР установили, что только в феврале-марте 2014 года шайка совершила три кражи. 11 февраля у 80-летней пенсионерки похитили 43,5 тысячи рублей, на следующий день у 83-летнего старика украли 42 тысячи рублей. 6 марта 50 тысяч рублей лишился 74-летний житель Ленинградской области. Оперативники убеждены, что свою деятельность группа начала ещё осенью – в октябре 2013 года сбережений недосчитался 93-летний ветеран.
Схема преступных действий не носила элементов ноу-хау, скорее отдавала примитивом. Ничего нового, кроме как проверить проводку или убедиться в нормальном функционировании газового оборудования, не придумывали. Чего было в достатке — наглости и жадности. Возможно, вызванных отсутствием камерного опыта.
Как рассказывают оперативники, если в ходе первого визита к пенсионеру не получалось улучить момент и пошарить в закромах, не стеснялись зайти по второму разу. Не получалось со второго — жадность толкала на третий.
Так, 3 марта 2014 года к 74-летнему старику в квартиру позвонила незнакомая женщина, которая, представившись «контролером по расходованию электроэнергии», осмотрела счетчик при входе, а затем и две комнаты, заключив, что электропроводку необходимо менять. Больше этой женщины пенсионер, отныне именуемый потерпевшим, не видел.
На следующий день визит ему нанесли двое «электромонтеров», которые около двух часов что-то измеряли рулеткой. Видимо, успех и в тот день достигнут не был, хозяин почти все время находился рядом с визитерами. «Монтеры» пришли к старику на третий день. В этот раз хозяину надоело за ними смотреть, и ремонтники вскоре ушли, как пояснили, за кабелем. Никто с кабелем не вернулся, а из ящика стола пропали 50 тысяч рублей.
Вскоре в кабинетах уголовного розыска оказались пятеро задержанных. Четверым — от 23 до 28 лет. За немалую сознательную жизнь ни один из них не имеет в прошлом ни одного приговора. Согласно полицейским сводкам, даже за переход улицы в неположенном месте раньше не попадались. Но среди такой «законопослушной» группы пятый фигурант все равно диссонирует. Хотя бы тем, что годится им всем в матери.
Недавно отпраздновавшая 50-летие Тамара Петровна на фотографиях в социальных сетях выглядит почтенной главой семейства, образцовой матерью и бабушкой. Двое взрослых детей, сын и дочь, у обоих уже свои дети. Фотографии с внуками. Солидный вид, ясный взор и отсутствие сомнений в собственной добродетельности очевидны. Родом из Вологодской области, но давно живет в Петербурге. Здесь закончил Военмех и работает сын. Именно она, по некоторым данным, являлась тем центром, вокруг которого сформировалась компания, отныне в документах следствия именуемая «устойчивой преступной группой». Если пользоваться терминологией Глеба Жеглова — шайкой.
Знают ли дети и прочие добропорядочные родственники и знакомые Тамары Петровны о её второй жизни, не вопрос следствия. «Фонтанка» не решилась беспокоить семью известием.
Остальные задержанные, хотя по солидности и не дотягивают до старейшины, не вызывают отторжения и не ассоциируются с преступным дном. 23-летняя Валя училась в Казани в Технологическом университете по профилю экономики и социальных технологий, в Петербурге живет четвертый год. О себе говорит кратко: хорошая девушка. 26-летний Аслан родом из Назрани, в Петербурге зарегистрирован и живет с девятнадцати, ни разу не имел неприятностей с полицией. 24-летний Илья из Новгородской области. Самый старший в компании — 28-летний Александр, он единственный иностранец, приехал на заработки с Украины.
«Черт их знает. Обычные люди. Нет данных, что раньше злодействовали. Но нашли друг друга в пятимиллионном городе и придумали, как заработать», – поделились оперативники.
Идеи носятся в воздухе, схема известна десятилетия, но работает. Для того, чтобы начать, ничего, кроме распечатки с компьютерной базы данных, которые десятками ходят по рукам, не нужно. Минимально презентабельная внешность, две-три формально-казенные фразы с претензией на официальность, и вперед на криминальную ниву.
Другое дело, что доходность от сего занятия не сделала ворье состоятельными людьми. Обносили пенсионеров, брали по 20, по 30, редко — по 50 тысяч. Каждый раз «на дело» ходили в разном составе, по два-три-четыре человека. В зависимости от участия каждому могло достаться максимум тысяч десять за «операцию», иногда кому-то приходилось довольствоваться и парой тысяч за риск. Что не сильно рентабельно, учитывая перспективу расстаться со свободой на 6 лет и малую надежду на снисхождение. Суд, конечно, беспристрастен, но зрелище потерпевших, самому молодому из которых за восемьдесят, а доходы — пенсия, не может не повлиять на цифры в приговоре.
Сейчас мужская половина арестована и находится в СИЗО. Женщины отпущены под подписку о невыезде, так что внуки не лишены вечерней сказки.
Несмотря на то, что более грязный способ украсть придумать непросто и настроения подобные дела не улучшают, оперативники нашли повод для оптимизма. «Географию можно изучать. Казань, Вологодская область, Новгород, Ингушетия, Украина. Практически интернационал. Может, конечно, это совпадение, но отрадно, что коренных петербуржцев среди обидчиков блокадников не оказалось», – заметили в розыске, попросив не считать эмоцию ксенофобией.
Денис Коротков,
"Фонтанка.ру"
P.S. Сомнений у следствия нет, но приговор пока не прозвучал, поэтому имена действующих лиц изменены.
P.P.S. «Фонтанка» связалась с Валей, которая, по её словам, принимала участие лишь в одном позорном эпизоде. Вот что она попросила передать петербуржцам: «Никогда не открывайте дверь незнакомым людям. Не пускайте незнакомцев в дом. Всегда спрашивайте документы и никогда не оставляйте посетителей без надзора».