Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры У Мариинки проблемы. С кордебалетом (фото)

У Мариинки проблемы. С кордебалетом (фото)

2 361

В рамках фестиваля «Звезды белых ночей» Мариинский театр провел знаменательный балетный концерт – чествование тех, кто обычно остается лишь фоном для звезд. Концерт назывался «Блистательный кордебалет» и был посвящен бессменному балетмейстеру-репетитору Нине Уховой, воспитавшей не одно поколение танцовщиц. Кордебалет, несомненно, стоит того, чтобы взглянуть на него пристально.

Потому что на самом деле кордебалет – фон только в формальном смысле. А по сути это мощный организм, без которого не было бы ни великого театра, ни самой классической хореографии. Кордебалет – коллективное бессознательное балетного театра. Он – костяк и основа, он тыл и барометр. И показатель состояния труппы, ее художественного здоровья. Солист может быть приглашенным, кордебалет – никогда, он плоть от плоти театра, и он отражает глубинные процессы, происходящие в труппе. И, конечно, является «главной постоянной» балета.

О кордебалете именно Мариинки – вообще отдельный разговор. У него особая харизма – ему принадлежит особая роль, даже миссия в истории мировой хореографии. Именно здесь во второй половине XIX века, в творчестве Мариуса Петипа и Льва Иванова, вызрела новая эстетика, связанная, в том числе, с возможностями массовых танцев, и сложилась концепция классического балета, какой мы ее знаем. И именно кордебалетные композиции, в свою очередь, сформировали пространственно-музыкальное мышление в балетном театре ХХ века.

Сцена из балета "Серенада", Мариинский театр, хореограф Дж.Баланчин



Программа вечера должна была, вероятно, показать единство балетных вершин конца XIX века («Лебединое озеро») и века ХХ («Серенада» и «Этюды»). Однако идиллической связи времен не вышло: произведения были исполнены очень неравноценно. А это уже индикатор, или, если хотите, симптом.

Уму непостижимо, как можно было сделать «Серенаду» Баланчина такой вялой и скучной – «Серенаду» с ее сумасшедшей энергией, то сметающей этот самый кордебалет со сцены, то сбивающей его в плотную группу, то пускающей в ломаный, конструктивистски расчлененный рисунок, то властно играющей темпами или заставляющей внезапно застыть в суровой статике, оттененной лаконичным минималистским движением – сменами школьных позиций. Однако «Серенада» шла ровненько и неторопливо, и это был самый что ни на есть бледный и самый бедный слепок с шедевра Баланчина.

Сцена из балета "Серенада", Мариинский театр, хореограф Дж.Баланчин

«Этюды» (хореограф Х. Ландер, музыка К. Черни) прошли гораздо лучше. Это тоже бессюжетный балет на темы классического танца, но если «Серенада», условно говоря, – о том, что такое балет, то «Этюды» – о том, как ремесло превращается в искусство. Формально «Этюды» повторяют структуру ежедневного экзерсиса – от простых па «у палки» к сложным «на середине», воплощая идею музыкального развития тем и принцип крещендо, а фактически – это гимн виртуозности и признание в любви к балету. Как и в музыке - учебных фортепианных этюдах Черни, которые в оркестровой аранжировке оказываются захватывающе эмоциональными, танец, начавшийся со школьных штудий, к финалу наполняется ликующей патетикой. В отличие от «Серенады», где балерины не сразу выступают из общей массы, солисты здесь – протагонисты, лидеры, как и в привычной классике. Так что, возможно, кордебалет был просто подхвачен их энергией – Виктории Терешкиной, Владимира Шклярова и Константина Зверева, –– и в результате появился темп, и темперамент, и блеск. Единственная претензия – не было элементарной слаженности. Что в конце концов должен уметь кордебалет в первую очередь? Как раз «держать линию», сохранять дистанцию и двигаться в унисон – это азбука. И в «Этюдах», в жестких упражнениях «у палки», любая нестройность движений особенно заметна.

Сцена из балета "Этюды", Мариинский театр, хореограф Х.Ландер



Зато в «Лебедином озере» погрешности если и были, то в глаза особо не бросались. Кордебалет там существует по другим законам: он аккомпанирует балерине, периодически получая свою «сольную» реплику или партию. Танцы чередуются со статикой, когда кордебалет просто стоит и его линии организуют пространство для танца протагонистов. Эти размеренные ритмы, видимо, у наших танцовщиц в крови; к тому же в XIX веке танец не имел еще таких скоростей, как в ХХ, и центр тяжести еще не был смещен ни в самом танце, ни в пространственных композициях. Западная модернистская неоклассика ХХ века сложнее еще и потому, что это всегда структурный анализ, осмысление прежних органичных форм.

Сцена из балета "Лебединое озеро", Мариинский театр, хореография М.Петипа и Л.Иванова



Разумеется, кордебалет не должен философствовать – он должен танцевать. И применительно к конкретным танцам новая эстетика ХХ века означает более жесткую ритмическую и музыкальную точность, сухую выверенность рисунка, скоростной танец и, конечно, акцентированную синхронность.

Двадцать лет назад театр, который еще носил имя Кирова, забурлил и впервые начал выходить за рамки привычного советского репертуара. Первым из мировых балетных гениев, кого у нас тогда поставили (в 1989 году), был как раз Баланчин, выходец из нашей школы и создатель школы американской. Тогда не только кордебалет, но и солисты оказались поначалу инертной массой, не воспринимавшей существование других стилевых особенностей, помимо тех, к которым они привыкли. Слияние произошло несколькими годами позже, когда репертуар стал активно пополняться, а труппа – жадно наверстывать упущенное за годы советской власти и изоляции. Солисты стали одними из лучших в мире исполнителей этой хореографии, и кордебалет тоже: в ансамблевых танцах (будь то «Симфония до мажор» того же Баланчина или «Свадебка» Б. Нижинской) тоже был этот нерв, это внутреннее напряжение и это чувство эпохи. Так что вся труппа – вся, до мозга костей! – стремительно и блестяще тогда всё освоила и, казалось, овладела гибкостью в отношении мировых стилей навсегда. Неужто то был временный прорыв, и для кордебалета Мариинки мирового ХХ века снова как не бывало?

Инна Скляревская,
«Фонтанка.ру»

Фото: Пресс-служба Мариинского театра/ Наташа Разина.

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях