Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Роман Виктюк: «Никуда я не вступал и не собираюсь» (фото)

Роман Виктюк: «Никуда я не вступал и не собираюсь» (фото)

506

В Петербурге гастролирует Театр Романа Виктюка с двумя лучшими спектаклями «Служанки» и «Нездешний сад». Последний посвящен Рудольфу Нурееву – выдающемуся русскому танцовщику с трагической, как водится, судьбой. Экстравагантный режиссер рассказал корреспонденту «Культурной столицы» о своем обещании, данном лично Нурееву, а также об отношении к Ельцину, к предложению Ющенко стать министром культуры Украины и к Народному фронту.

– Роман Григорьевич, говорят, вы встречались с Нуреевым незадолго до его смерти и ему лично обещали поставить про него спектакль?

– С Нуреевым мы были знакомы через Наташу Макарову, которая играла в моем спектакле «Двое на качелях». Но я понял, что должен рассказать о нем как о великом танцовщике, когда он в последний раз выступал на публике – во Флоренции, в «Шинели» Гоголя, с местными молодыми артистами. Артисты были ужасающие, Нуреев был уже не в форме. Но он выбегал на поклоны так, будто не слышит тишины зрительного зала, будто продолжаются дни его триумфа. Он по-прежнему прыжками вылетал на сцену и возвращался за кулисы, и эти прыжки казались трагическими воплями прощания. После спектаклей у его гримерки всегда собирались толпы поклонников, через них приходилось прорываться с трудом; но в тот раз я прошел к нему по пустому коридору. Он обрадовался, мы немного поговорили. Это был первый раз, когда он не ерничал, не сыпал шутками, не издевался над собеседником и над самим собой. И в какой-то паузе, перед уходом, когда я хотел сказать ему что-то доброе, меня словно некая сила заставила пообещать ему, что я обязательно поставлю спектакль о великом танцовщике Нурееве. Он ничего на это не сказал, только грустно посмотрел на меня; в его взгляде читалось недоверие. Мне сказали, что после этого выступления какие-то итальянцы потребовали вернуть деньги за билеты – они не поверили, что перед ними был Нуреев, считали, что их обманули, написали жалобу на организаторов. Больше он не танцевал на публике.

Сцена из спектакля "Нездешний сад", режиссер Роман Виктюк, в роли Рудольфа Нуриева Дмитрий Бозин



Через несколько лет во время работы над спектаклем «Нездешний сад» произошло чудо. Нам понадобились видеоматериалы с записями выступлений. Я, конечно, знал ту даму, которая была с ним в последние месяцы перед смертью и которая теперь распоряжается его наследием. Но когда я позвонил ей и попросил видео, она отказала мне. Тогда я решил обратиться в фонд Нуреева в Париже. Но они предоставляют видеоматериалы только по запросу хореографических училищ. Я договорился с Вагановским училищем, они сделали запрос, в музей пришла коробка. И как раз в это время в помещениях музея произошел пожар. Когда я приехал за посылкой, директор музея сказал мне, что хранилище полностью выгорело, нет смысла даже открывать комнату, где хранились записи. Я всё же попросил, чтобы комнату открыли, увидел пепелище и спросил, в какой именно части помещения находилась эта коробка. Мне показали. Я прошел туда. Коробка оказалась цела. Она единственная уцелела в огне.

Как вы соединяете трагическое мироощущение с таким позитивным образом Романа Виктюка – щеголя, балагура, постановщика карнавала собственной жизни?

– Очень просто. Сцена лечит. Это единственное место, где внутренний хаос превращается в гармонию. Ощутить полное внутреннее раскрепощение в творчестве – это такое счастье! Я много работаю с молодежью, преподаю. И вижу, что наконец-то приходят ребята, совершенно свободные от советского, рабского сознания. Вот Игорь Неведров, сыграл уже шесть главных ролей в кино, но на него это не подействовало совершенно. Меня не пригласил ни на один фильм, запрещает их смотреть. Умный, фантастически свободный артист. Или Дмитрий Малашенко, он играет Есенина в спектакле «Сергей и Айседора», с Аней Тереховой. В них всё происходит иначе, чем когда-то в нас. Для меня счастье видеть эту их внутреннюю свободу и работать с ней.

А какая интересная сегодня современная украинская литература! Я был в жюри Национальной премии имени Шевченко, это высшая награда Украины в области культуры и искусства. Читал эти книги и просто ахал от изумления. Михаил Андрусяк, еще достаточно молодой писатель, создал документально-художественную эпопею о национально-освободительном движении в Прикарпатье: «Братья грома», «Братья огня» и «Братья просторов». Какая это огромная и нужная работа! А Василь Шкляр? Тоже пишет о 1920 - 1930-х годах в Восточной Украине, о феномене УПА. Художественно фантастически! Конечно, эти книги не переводят на русский, какой может быть перевод! Мне жаль, что прервалась эта связь… Поверьте, сегодня в Украине – всплеск интереса к родной литературе.



В свое время я ставил много запретных авторов. Я первый поставил неразрешенного Вампилова, в бумагах запрещенного Пастернака нашел его перевод пьесы «Мария Стюарт» и поставил в Калининграде. Я ставил Людмилу Петрушевскую, ставил Эдика Радзинского, Леонида Зорина – всех тех, кто был в запрещенных списках у советского начальства. Сколько раз меня увольняли, закрывали театры, в которых я работал, но какая-то сила меня вела и выносила из любой ситуации.

Почему в ваше время был этот интерес ко всему новому, что пишется здесь и сейчас, а сегодня режиссеры, даже молодые, брезгливо отгораживаются от современной драмы, не желают говорить о современности, даже не читают новых текстов?

– Да, не читают. Даже не открывают. Мы наконец пришли к тому, что люди полностью разучились мыслить самостоятельно. Вы же смотрите телевизор. Включите любой канал – веселье, радость, развлечение. Даже сериалы со стрельбой развлекают, мы перестали ощущать ужас ситуации, которая должна заставлять человека трепетать.

Как изменить эту ситуацию?

– Ну что вы меня спрашиваете? Президент Ющенко, который меня обожал, предлагал мне стать министром культуры Украины. Я ему совершенно спокойно сказал: «Изменить ничего нельзя». Он сказал: «Все для тебе буде. Грошей дадуть». Я ответил: «Из грошимы ничёго не буде». И я не ошибся.

Вот премьер-министр Путин организовал Народный фронт. В него теперь можно записываться трудовыми коллективами. Вы не записались со своим театром?

– Я никогда никуда не записывался. Я не был комсомольцем, не был членом партии, не был членом профсоюза, даже не состоял в обществе Красного Креста. Когда меня увольняли из театра с поста главного режиссера, не знали, на какое собрание меня вызвать. Они не понимали, каким образом я попал на эту должность… Никуда я не вступал никогда и не собираюсь.



А если очень позовут?

– Да зовут, всё время зовут… Мне Целиковская как-то рассказала фантастическую историю, как ее вызвали в КГБ и предложили сотрудничать. Она ответила: «Я бы с радостью! Но у меня есть большой недостаток – я по ночам разговариваю во сне. И все тайны я тут же выдам тому, кто окажется рядом». Вот и я тоже разговариваю по ночам. Знаете, когда Ельцин шел на второй срок, я был модным режиссером, подступы к Театру Моссовета, где шли наши спектакли, брали штурмом. Женщина какая-то кричала в толпе: «У меня рак, я скоро умру, пустите меня, я должна перед смертью увидеть "М. Баттерфляй". И вот Ельцин решил, что выдвигать его в президенты должны на одном из моих спектаклей. Я не спорил, я просто уехал в Ленинград. Тогда меня в первый раз позвали в Кремль. Помощник Ельцина подвел меня к нему, и тот сразу, без перехода, на ты, говорит мне: «Давай вдвоем вести передачу на канале "Останкино", еженедельную. Ты будешь говорить о политике, а я о культуре».

Боже мой, почему это не состоялось?

– Не состоялось. Но эта проблема – творец и политика – очень занимает меня сегодня. Я поставил пьесу «Король-Арлекин» Рудольфа Лотара, которая до революции была запрещена цензурным комитетом. Проблема, описанная в этой пьесе, всегда была и сегодня стоит очень остро. Короля Фридриха, который мог разговаривать с Бахом о музыке, который понимал подлинное значение культуры для развития общества и цивилизации, сегодня среди наших правителей нет. У нас нет и Баха, который может прийти в высокие кабинеты с достоинством и говорить с властью на равных. Творческое сообщество ощущает себя просителями у порога власти, мы улыбаемся, делая вид, что всё в порядке, но втайне ненавидим эту власть, а власть ненавидит нас, зная, что к ней пришли просить денег. Дает подачку – и на этом всё заканчивается. И кто бы ни занимал кресло – новый мэр, старый мэр, новый министр, старый министр, – дело не меняется ни на волос. Но всё же я считаю, что, если человек ощущает в себе творческое предназначение, он должен ему следовать, не стремясь обменять его ни на какие блага.

Ольга Погодина,
«Фонтанка.ру»

Фото из личного архива автора и с сайта Театра Романа Виктюка

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34