
В октябре в Таджикистане прошел саммит «Россия — Центральная Азия». В рамках этого визита Владимир Путин впервые за год провел переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Внимательнее всех за этим следили родственники молодых людей из Петербурга, Москвы и других городов России, которых Баку обвинил в контрабанде наркотиков. Уже больше трех месяцев они находятся в азербайджанском СИЗО.
Напомним, отношения двух стран дошли до горячей стадии после того, как в Казахстане упал самолет «Азербайджанских авиалиний», и в Баку обвинили в этом российскую ПВО. В июне в Екатеринбурге задержали представителей азербайджанской диаспоры, обвинив их в заказных убийствах в начале 2000-х, двое из задержанных скончались. Через несколько дней жесткие задержания прошли и в Баку. Местное телевидение потом показало кадры: восемь россиян с синяками, опухшими лицами, кровоподтеками. Им вменили контрабанду наркотиков из Ирана и отправили их в СИЗО.
За решеткой оказались люди с разной судьбой, из разных городов и даже разного возраста, большинство познакомились уже после задержания. Среди них был 23-летний веб-разработчик Сергей Софронов из Череповца, уехавший из России осенью 2022 года. «Все знают, почему они задержаны, пытаются как-то ободрить, обнадежить, угощают чем-то», — говорила летом после свидания с сыном мать Софронова журналистам РИА Новости.
Еще один задержанный — 25-летний петербуржец Алексей Васильченко. Телеграм-каналу «Ротонда» его мать говорила, что ее сын приехал в Азербайджан в рамках учебной поездки от Московского института технологий и управления. «Осторожно, новости» писали, что молодой человек гостил в Баку у своего 38-летнего друга Валерия Дулова, которого тоже задержали.
Среди арестованных был также 30-летний программист из Петербурга Дмитрий Безуглый, выпускник ИТМО, бывший сотрудник VK и «Яндекса». Его мать рассказала «Фонтанке», что на свидание с ним она так и не смогла съездить до сих пор.
«Прошло уже 3,5 месяца, как мой сын Дима попал в заложники в Азербайджане и до сих пор находится в СИЗО по ложному обвинению. У него почти нет связи с внешним миром, есть редкие встречи с адвокатом, через которого мы, близкие и друзья, можем передать письма Диме, выразить свою поддержку и получить весточку от него. Он содержится в камере 10 квадратных метров с другим заложником, за пределы которой они могут выходить только на встречу с адвокатом или консулом. Но Дима ни разу не жаловался, он больше беспокоится о нас, близких, как мы переживаем эту ситуацию. Я горжусь своим сыном, что в такой тяжелой несправедливой ситуации он остается сильным духом. Я знаю, что они с товарищем по несчастью выстроили режим, который помогает им оставаться „сохранными“», — рассказывает Елена Безуглая.
В заключении, по ее словам, сын занимается спортом, читает книги и изучает языки, в том числе азербайджанский.
Одновременно с молодыми людьми летом в Азербайджане задержали сотрудников и руководство российского агентства Sputnik. Перед встречей Путина и Алиева в Баку освободили директора «Sputnik Азербайджан» Игоря Картавых. Россия, со своей стороны, тоже освободила одного из задержанных граждан Азербайджана, писала газета «Коммерсант». С тех пор прошла неделя, но эта весть вселила надежду в матерей задержанных в Баку программистов.
«Когда прошла встреча нашего президента с президентом Азербайджана, появился сдержанный оптимизм и надежда на решение и нашей проблемы, скорейшее освобождение наших ребят и возвращение моего сына домой», — говорит Елена Безуглая. Она добавляет, что ни с ней, ни с другими родственниками пока никто из дипломатов не связывался.
Следит за новостями об отношениях двух стран и Оксана Кочина, мать задержанного 22-летнего студента петербургского ГАСУ Дмитрия Федорова. «Я очень переживаю за своего сына, — сказала она „Фонтанке“. — Дима сейчас находится на лечении в медицинском учреждении Баку (пенитенциарной службы), он заболел, находясь в СИЗО. С наступлением осени по ночам стало очень холодно в камере, еще и воду дают холодную и ей приходится мыться. Чайник запрещен, горячего чая не выпить. Пища низкокалорийная, Дима похудел на 14 килограмм».
По словам Оксаны, она трижды летала в Баку, чтобы встретиться с сыном, передать ему теплую одежду, книги и еду: «Связь с внешним миром у Димы только через встречи со мной и с адвокатом. Он очень ждет этих встреч, чтобы знать, что происходит, каковы перспективы, ему очень важна моя поддержка и близких. Дима в основном читает книги, разгадывает судоку. Условия суровые, но Дима держится, не падает духом. Когда прошла встреча президентов России и Азербайджана, начались встречи на уровне министров, я обрадовалась: появилась надежда».
Она добавляет, что никто из МИДа, как и с Еленой Безуглой, с ней не связывался, но она верит, что в ближайшее время ситуация может измениться: «Я надеюсь, что после улучшения отношений между Азербайджаном и Россией ребят наконец отпустят».











