
Введенная с 1 сентября обязательная маркировка всех телефонных звонков корпоративных абонентов фактически не работает. Операторы установили лояльные тарифы, но пока не навязывают подключение сервиса. Тогда как Минцифры признаёт отсутствие каких-либо санкций даже за намеренное игнорирование нового закона.
Уже полтора месяца при поступлении вызова с зарегистрированных на корпоративных клиентов номеров на дисплее смартфона должна высвечиваться информация о звонящем — название компании и вид ее деятельности. Эти меры были призваны защитить граждан от мошенников, представлявшихся сотрудниками банков, полиции, ФСБ и других органов. Контроль за достоверностью маркировки возложили на операторов, но не предусмотрели ответственности.
У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Ранее операторы «большой тройки» предоставляли возможность «брендирования» звонков на добровольной основе. ПАО «Вымпелком» (торговая марка — «Билайн») взимал за каждый маркированный звонок от 24 копеек, «МТС» — от 29, «Мегафон» — 50 копеек.
Введение обязательной маркировки операторы комментируют крайне неохотно. Так, «Билайн» через сайт уведомил корпоративных клиентов, что все продолжившие пользование услугами связи с 1 сентября 2025 года акцептовали оферту (подключили услугу) «Этикетка». Но по фиксированный цене — 30 рублей в месяц. При этом в службе поддержки уверяют, что «юрлица могут бесконечно пользоваться услугами „Билайн“, не подключая опцию „Этикетка“ или иную маркировку звонков». На практике без идентификации приходят звонки даже от сотрудников самого «Вымпелкома».
Также автоматически всем корпоративным клиентам обещает подключить маркировку и «МТС». В течение сентября она предоставлялась бесплатно, с 1 октября применяется фиксированный тариф — 30 рублей в месяц. Новым клиентам на первый месяц дают льготную цену — 25 рублей.
Оператор «Т2» (ранее — «Tele2») объявил о введении обязательной маркировки с 1 октября, тариф также 30 рублей. «Пока мы не блокируем вызовы со стороны инициаторов, которые не обратились за услугой маркировки», — заявили в пресс-службе «Т2».
У «Мегафона» абонентская плата за опцию «Визитка» составляет 25 рублей. В то же время, по уверению пресс-службы оператора, для подключения корпоративным клиентам необходимо предоставить правоустанавливающие документы и заключить отдельный договор. «Оператор вправе блокировать либо уводить в голосовой почтовый ящик вызовы абонента без маркировки», — предупредили в компании.
Дешево и не сердито
В Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ журналисту «Фонтанки» пояснили, что обязательной маркировке подлежат все исходящие звонки как с корпоративных телефонов сотрудников, так и со стационарных линий.
Но на сайте «Ростелекома», в ведении которого находится большая часть петербургской телефонной сети, про новую услугу нет ни слова. В call-центре сообщили о планах подключить обязательную опцию до конца года, предполагаемый тариф — от 50 до 90 копеек за каждый вызов. «Оказание услуги идет медленно. Сложности реализации обусловлены в первую очередь сдержанным желанием компаний закупать услугу. Тарифная сетка появится в ближайшее время», — заявили в пресс-службе «Ростелекома».
В Минцифры напоминают про «договорно-правовой механизм отображения сведений о вызывающем абоненте». То есть между корпоративным клиентом и оператором должен заключаться некий отдельный договор о маркировке, формально — добровольный. Вмешиваться в такие хозяйственные отношения, в том числе определять ценовые и иные условия, чиновники не намерены.
Также в связном ведомстве признали, что «в настоящее время действующим законодательством ответственность за неисполнение требований в части маркировки вызовов не установлена». То есть ни у операторов, ни тем более у абонентов нет смысла торопиться внедрять и подключать сложный сервис.
Критически к проекту относятся и эксперты рынка: «Вместо борьбы с мошенничеством мы получили обогащение операторов, которые по-прежнему предлагают оплату за каждый такой звонок», — убежден руководитель информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.
Назови себя
Вопрос содержания передаваемой информации также не урегулирован. Утвержденный Правительством России регламент предписывает включать в «марку» полное или сокращенное наименование юридического лица (фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя) либо его «коммерческое обозначение», а также категорию телефонных вызовов. Причем всю эту информацию надлежит уместить в 32 знака.
Тогда как, согласно Гражданскому кодексу РФ, «коммерческое обозначение» не подлежит регистрации. По сути, это просто неформальный бренд — вывеска, название сайта, продукта и так далее. А включение в маркировку официально оформленных и принадлежащих абонентам товарных знаков нормативными актами не предусмотрено.
Выбор «категории телефонных вызовов» тоже не особенно поможет против мошенничества. Согласно регламенту, категория определяется оператором исходя из закрепленного в ЕГРЮЛ (или ЕГРИП) кода основного вида деятельности по соответствующему общероссийскому классификатору (ОКВЭД).
Однако в настоящее время учредители компаний могут совершенно произвольно указывать в ЕГРЮЛ любой основной вид деятельности, он имеет исключительно декларационное значение. Формально также с 1 сентября стартовала реформа «бизнес-классификации» — идентификации фактически осуществляемой юридическими лицами деятельности по объему выручки. Но в ЕГРЮЛ такая объективная информация появится не раньше 2027 года. Пока же никто не мешает любому ООО или даже частному бизнесмену присвоить себе код ОКВЭД, например, банка (64.19) или государственного органа (84.11). Так, по данным сервиса Rusprofile, «Деятельность Центрального банка» (код 64.11) официально включена в ЕГРЮЛ более 200 юридических лиц. Исходящие с оформленных на них номеров вызовы можно будет расценить как звонки от подчиненных Эльвиры Набиуллиной.
В то же время порядок уточнения передаваемой информации (маркировки) не определен. Клиентам «Т2» предлагается написать заявление в свободной форме и приложить копию свидетельства о регистрации товарного знака. Схожая процедура используется и «Мегафоном». Тогда как в «МТС» утверждают, что «редактировать подпись маркировки нельзя», в пресс-службе «Билайна» на этот вопрос ответили: «ноу комм».
Напомним, что изначально Минцифры предлагало использовать для маркировки специальный классификатор, включающий 38 категорий («Фонтанка» подробно писала об этом). Но по итогам общественного обсуждения от этой идеи отказались.












