Туризм Образ жизни Серебряное ожерелье Коми стрит-арт и клептоманка Дуся. Как в республике слоями расписывают мир

Коми стрит-арт и клептоманка Дуся. Как в республике слоями расписывают мир

5 520
Коми стрит-арт и клептоманка Дуся. Как в республике слоями расписывают мир | Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Коми стрит-арт и клептоманка Дуся. Как в республике слоями расписывают мир | Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»
Источник:

предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»

На улицах городов и деревень в Республике Коми можно встретить яркие и не очень уличные картины. Художники, создающие их, называют свои работы паблик-арт. Это не граффити и не стрит-арт в привычном понимании. Это рассказы о времени, истории места, в котором живут или жили коми. Работы появляются ежегодно в период проведения фестивалей, придуманных творческим объединением ÖВВÖ. Предлагаем вам посмотреть на них вместе с проектом «Серебряное ожерелье» с «Фонтанкой».

Паблик-арт с историей

Дмитрий Махов, сооснователь творческого объединения ÖВВÖ (в переводе с коми языка «баю-бай») и руководитель проекта «СЛОИ», рассказал «Фонтанке», что идея фестиваля стрит-арта родилась, когда участники ÖВВÖ придумали выставку в одном из заброшенных домов в центре Сыктывкара.

«На этапе подготовки к ней мы поняли, что для полноценного проекта не хватает художников — некоего комьюнити, способного превратить выставку в событие, объединяющее единомышленников. В итоге нам это удалось — в „заброшке“ мы захватили весь подъезд, чтобы показать, что эти здания не следует превращать в маргинальное пространство, с ними можно и нужно работать. Выставка привлекла внимание, хоть длилась всего два часа и закончилась сносом дома буквально через месяц», — говорит Махов.

Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»
Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»
Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»
Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»
Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»
Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»

Фестиваль уличного искусства назвали «СЛОИ», подразумевая, что в проекте объединятся разные значения этого слова — культурные, исторические, архитектурные слои или просто слои краски. Организаторы поставили цель — создавать арт-пространства не только «для красоты», а с осмыслением истории места, его проблем и смыслов. С первых работ стало понятно, что художник предстает перед зрителем не только урбанистом и краеведом, он вкладывает в свои работы душу.

Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»
Источник:

предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»

Искусство о поиске идентичности

«Мы опираемся на историю места, подчеркиваем свою идентичность, при этом разделяя локальный и национальный контекст. Под локальным мы подразумеваем то, что связано с городом, с микрорайоном, какой-то нашей конкретной локацией. Под национальным — язык, традиции или, например, кухню. Хотя есть работы, которые можно назвать общенациональными», — говорит Дмитрий Махов.

Например, арт-объект, в который художница Екатерина Незлоба вложила свои переживания по поводу переезда в Сыктывкар. Она родилась в Архангельске, по национальности — поморка. В Республике Коми столкнулась с тем, что ее просят говорить на языке коми, просят сохранять, любить и приумножать коми культуру.

В своей работе она будто бы задается вопросом, а нужно ли отказываться от поморской культуры, от поморской идентичности, и как ей в чужой культуре почувствовать себя комфортно. И показывает, как на этот «свой самовар» накладываются разные слои мировосприятия через влияние разных культур — коми, поморов, русских. А человек во всем этом многообразии ищет себя, свой образ. В Петербурге ее работу, наверное, воспринимали бы как космополитическую, а здесь по контексту она видится сугубо локальной.

Арт-объекты в покинутых поселках

Источник:

Видео предоставлено Марией Тимофеевой, арт-группировка «Труба зовет»

Первый фестиваль проходил в 2023 году в четырех городах Республики Коми — Сыктывкаре, Печоре, Инте и Воркуте. В Воркуте ребята из местной арт-группировки «Труба зовет» сделали потрясающий проект со световой инсталляцией опустевшего поселка Промышленный. У него трагичная судьба: в 1998 году на шахте случился взрыв, ее закрыли. А такие шахты были градообразующими предприятиями, в этом случае «поселкообразующим».

Рабочие места сокращались, люди постепенно разъезжались, и уже несколько лет он стоит пустой. «Труба зовет» сняла видеоролики на фоне колонн старого Дворца культуры: благодаря свету человеку с воображением покажется, что дворец живет, там что-то происходит: может, дают какой-то спектакль, какой-то концерт, из соседних поселков люди съехались на танцы. Но свет ушел — он уходит вместе с людьми.

В соседнем поселке — Комсомольском — были обнаружены вещи и фото жителей, покинувших в 2023 году малую родину. Оставленные здесь навсегда фото наклеили на стены домов — выглядит это очень грустно и трогательно.

Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»
Источник:

предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»

Неподалеку от «Идентичности», на Октябрьском проспекте, 131/6, можно увидеть работу известного в Сыктывкаре представителя паблик-арта Максима Умпелева под названием «Сысольское море». Умпелев признан одним из основоположников паблик-арта в Сыктывкаре, еще в 2010-х годах администрация республики начала приглашать его для участия в благоустройстве.

Творческое объединение ÖВВÖ позвало на фестиваль. Так, за торговым центром «Июнь» на Октябрьском проспекте, в закрытом бетонными плитами пространстве, появился прекрасный ихтиозавр, намекая на то, что, возможно, останки динозавров, химер и древних рептилий из юрского периода скрываются под этим плитами. Известно, что древнее Сысольское море располагалось на сегодняшней территории Республики Коми 165–170 миллионов лет назад.

Застывшая память

Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»
Источник:

предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»

Анастасия Малафеева расписала автобусную остановку «Товары для дома» (улица Карла Маркса, 172), пропустив через собственный опыт и эмоции замысел своей работы. Она здесь выросла и помнит, как все выглядело 20 лет назад. Ей захотелось показать трансформацию улицы от обычных деревянных домиков до современных, так называемых человейников — она сейчас активно застраивается. Работу Анастасия назвала «Город меняется на ваших глазах».

Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»
Источник:

предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»

Дальше по курсу — местечко Кируль. Здесь расположен объект культурного наследия — старая деревянная школа № 13 постройки 1928 года по проекту первого архитектора Республики Коми Александра Холопова. Сегодня это, по сути, руины — останки трижды горевшего здания, последний раз пожар случился в 2005 году. Нетронутой осталась только главная стена. Власти не могут найти деньги для его восстановления.

Художница Анита Каралюте справа от школы, на трансформаторной будке, изобразила это здание в виде точек — помните, как в детстве рисовали по точкам картинки? Соединяешь их и получаешь рисунок. Художница как бы предлагает местным жителям взять в руки мел, продлить эти линии и хотя бы мелом на стене восстановить школу. Говоря тем самым, что только вместе мы можем ее сохранить. В противном случае здание так и останется точками на будке и руинами на земле.

Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»
Источник:

предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»

Идем по Лесозаводской улице — к Лесопромышленному комбинату. Рядом с ним располагается бывшая пожарная каланча (Лесозаводская ул., дом 18А), сейчас заброшенная. В этом районе выросла художница, подписывающая свои работы псевдонимом Миша Викторова. Почти вся ее семья работала на этом деревообрабатывающем предприятии.

Мать, будучи беременна ею, заболела и не пошла на работу. В тот день на смену вышла женщина, которая не должна была работать. День, в который случилась страшная авария. Две женщины погибли. В работе Миши Викторовой «Ночь» на стене каланчи — их образы: память о погибших и личные переживания, связанные с трагедией.

Окна в прошлое

Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»
Источник:

предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»

На территории заброшенной шахты в Инте появилось напоминание о страшном и трудном прошлом, пережитом заключенными ГУЛАга. Один из лагерей был расположен именно здесь. Про это — работа художника Кирилла Таравко.

Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»
Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»

В деревне Прокопьевке благодаря фестивалю в прошлом году у здания начальной школы (1913 год постройки) и часовни Рождества Иоанна Предтечи (примерно 1876 год постройки) появились чудесные расписные окна. На самом деле так выглядит необыкновенная арт-консервация. Фестиваль «СЛОИ»-2024 объединился с «Том Сойер Фест. Ипатово».

Шесть художников из Сыктывкара, Москвы, Петербурга и Берлина расписали фанерные панели. Придумала такой способ спасения памятников зодчества Ольга Торопова, она занимается сохранением деревянного зодчества, восстанавливает старую школу в деревне Ипатово. Часовню со школой обнаружила в трех километрах — соседней Прокопьевке. Вместе здание закрыли от влаги, губительной для дерева.

Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»
Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»Источник: предоставлено Дмитрием Маховым, творческое объединение «ÖВВÖ»

В Прокопьевке участники фестиваля провели почти все лето и успели создать еще один арт-объект — к фестивалю «Завалинка» расписали в селе Выльгорт у районного Дома культуры кирпичную вентиляционную шахту, чтобы не портила вид, а, наоборот, создавала атмосферу. «Завалинка» — известный фестиваль народной песни, в этом году состоится в 20-й раз. Дмитрий Махов с Анастасией Малафеевой на 40 квадратных метрах кирпичной кладки изобразили историю поселения с характерными деталями. В том числе со знаковым для Выльгорта животным — кошкой/котом.

В местном музее работает кот Пас (придумали кличку, исходя из названия древней письменности коми), это местный символ, как кошки Эрмитажа. Но он не единственная знаменитость. В прошлом году здесь обсуждались новости про кошку Дусю, клептоманку. Она таскала своей хозяйке чужие вещи, а той приходилась выкладывать кошкины «подарки» в соцсетях, искать владельцев и просить прощения за поведение кошки.

«СЛОИ»-2025

«Большое достоинство уличного искусства в том, что зритель может интерпретировать смыслы каждой работы, в зависимости от того, как он ее видит и что чувствует. Даже если его оценка негативная, важно, чтобы эмоции были, — плохо, когда стрит-арт воспринимают равнодушно. Особенность уличного искусства еще и в том, что оно представлено неподготовленному зрителю. Когда человек идет в музей, в галерею, то готов к тому, что увидит, — будь то „Фонтан“ Дюшана, перформанс с голыми телами или подвешенными на люстре лошадьми. А наш строгий критик идет на работу, в школу или просто гуляет по улице и вдруг обнаруживает картину на стене. Он может скользнуть по ней взглядом и пройти мимо — тогда диалога между ним и художником не состоится. А может остановиться, присмотреться, сфотографировать и опубликовать в социальных сетях, в сторис, призывая как бы к диалогу и индивидуальной интерпретации», — рассказывает Дмитрий Махов.

На август запланированы «СЛОИ»-2025. В отличие от предыдущих, этот фестиваль будет сконцентрирован в одном районе и ограничен одной темой — коми письменность. Организаторы хотят, чтобы художники поразмышляли о ней и о коми языке, изучили его историю и роль в жизни жителей региона, провели исследования, а результатом стал бы новый художественный проект.

«Сейчас мы на этапе приглашения в проект художников — не только из Сыктывкара, — говорит Махов. — Нам очень важно привлекать креативных людей из других городов — может, выросших в Коми, но покинувших республику: допустим, человек уехал на учебу в Москву, в Питер, но приезжает домой на каникулы. Мы просим участвовать в наших проектах и скульпторов, работающих с глиной, гипсом, мозаикой».

Подробнее о фестивале можно узнать здесь.

Ирина Багликова, «Фонтанка.ру»

Больше тайных троп, живых историй и необычных мест — в нашем telegram-канале «Серебряное ожерелье» с «Фонтанкой». Подписывайтесь, ваше следующее путешествие начинается здесь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE6
Смех
TYPE_HAPPY2
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY1
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5