
На улицах городов и деревень в Республике Коми можно встретить яркие и не очень уличные картины. Художники, создающие их, называют свои работы паблик-арт. Это не граффити и не стрит-арт в привычном понимании. Это рассказы о времени, истории места, в котором живут или жили коми. Работы появляются ежегодно в период проведения фестивалей, придуманных творческим объединением ÖВВÖ. Предлагаем вам посмотреть на них вместе с проектом «Серебряное ожерелье» с «Фонтанкой».
Паблик-арт с историей
Дмитрий Махов, сооснователь творческого объединения ÖВВÖ (в переводе с коми языка «баю-бай») и руководитель проекта «СЛОИ», рассказал «Фонтанке», что идея фестиваля стрит-арта родилась, когда участники ÖВВÖ придумали выставку в одном из заброшенных домов в центре Сыктывкара.
«На этапе подготовки к ней мы поняли, что для полноценного проекта не хватает художников — некоего комьюнити, способного превратить выставку в событие, объединяющее единомышленников. В итоге нам это удалось — в „заброшке“ мы захватили весь подъезд, чтобы показать, что эти здания не следует превращать в маргинальное пространство, с ними можно и нужно работать. Выставка привлекла внимание, хоть длилась всего два часа и закончилась сносом дома буквально через месяц», — говорит Махов.






Фестиваль уличного искусства назвали «СЛОИ», подразумевая, что в проекте объединятся разные значения этого слова — культурные, исторические, архитектурные слои или просто слои краски. Организаторы поставили цель — создавать арт-пространства не только «для красоты», а с осмыслением истории места, его проблем и смыслов. С первых работ стало понятно, что художник предстает перед зрителем не только урбанистом и краеведом, он вкладывает в свои работы душу.

Искусство о поиске идентичности
«Мы опираемся на историю места, подчеркиваем свою идентичность, при этом разделяя локальный и национальный контекст. Под локальным мы подразумеваем то, что связано с городом, с микрорайоном, какой-то нашей конкретной локацией. Под национальным — язык, традиции или, например, кухню. Хотя есть работы, которые можно назвать общенациональными», — говорит Дмитрий Махов.
Например, арт-объект, в который художница Екатерина Незлоба вложила свои переживания по поводу переезда в Сыктывкар. Она родилась в Архангельске, по национальности — поморка. В Республике Коми столкнулась с тем, что ее просят говорить на языке коми, просят сохранять, любить и приумножать коми культуру.
В своей работе она будто бы задается вопросом, а нужно ли отказываться от поморской культуры, от поморской идентичности, и как ей в чужой культуре почувствовать себя комфортно. И показывает, как на этот «свой самовар» накладываются разные слои мировосприятия через влияние разных культур — коми, поморов, русских. А человек во всем этом многообразии ищет себя, свой образ. В Петербурге ее работу, наверное, воспринимали бы как космополитическую, а здесь по контексту она видится сугубо локальной.
Арт-объекты в покинутых поселках
Первый фестиваль проходил в 2023 году в четырех городах Республики Коми — Сыктывкаре, Печоре, Инте и Воркуте. В Воркуте ребята из местной арт-группировки «Труба зовет» сделали потрясающий проект со световой инсталляцией опустевшего поселка Промышленный. У него трагичная судьба: в 1998 году на шахте случился взрыв, ее закрыли. А такие шахты были градообразующими предприятиями, в этом случае «поселкообразующим».
Рабочие места сокращались, люди постепенно разъезжались, и уже несколько лет он стоит пустой. «Труба зовет» сняла видеоролики на фоне колонн старого Дворца культуры: благодаря свету человеку с воображением покажется, что дворец живет, там что-то происходит: может, дают какой-то спектакль, какой-то концерт, из соседних поселков люди съехались на танцы. Но свет ушел — он уходит вместе с людьми.
В соседнем поселке — Комсомольском — были обнаружены вещи и фото жителей, покинувших в 2023 году малую родину. Оставленные здесь навсегда фото наклеили на стены домов — выглядит это очень грустно и трогательно.

Неподалеку от «Идентичности», на Октябрьском проспекте, 131/6, можно увидеть работу известного в Сыктывкаре представителя паблик-арта Максима Умпелева под названием «Сысольское море». Умпелев признан одним из основоположников паблик-арта в Сыктывкаре, еще в 2010-х годах администрация республики начала приглашать его для участия в благоустройстве.
Творческое объединение ÖВВÖ позвало на фестиваль. Так, за торговым центром «Июнь» на Октябрьском проспекте, в закрытом бетонными плитами пространстве, появился прекрасный ихтиозавр, намекая на то, что, возможно, останки динозавров, химер и древних рептилий из юрского периода скрываются под этим плитами. Известно, что древнее Сысольское море располагалось на сегодняшней территории Республики Коми 165–170 миллионов лет назад.
Застывшая память

Анастасия Малафеева расписала автобусную остановку «Товары для дома» (улица Карла Маркса, 172), пропустив через собственный опыт и эмоции замысел своей работы. Она здесь выросла и помнит, как все выглядело 20 лет назад. Ей захотелось показать трансформацию улицы от обычных деревянных домиков до современных, так называемых человейников — она сейчас активно застраивается. Работу Анастасия назвала «Город меняется на ваших глазах».

Дальше по курсу — местечко Кируль. Здесь расположен объект культурного наследия — старая деревянная школа № 13 постройки 1928 года по проекту первого архитектора Республики Коми Александра Холопова. Сегодня это, по сути, руины — останки трижды горевшего здания, последний раз пожар случился в 2005 году. Нетронутой осталась только главная стена. Власти не могут найти деньги для его восстановления.
Художница Анита Каралюте справа от школы, на трансформаторной будке, изобразила это здание в виде точек — помните, как в детстве рисовали по точкам картинки? Соединяешь их и получаешь рисунок. Художница как бы предлагает местным жителям взять в руки мел, продлить эти линии и хотя бы мелом на стене восстановить школу. Говоря тем самым, что только вместе мы можем ее сохранить. В противном случае здание так и останется точками на будке и руинами на земле.

Идем по Лесозаводской улице — к Лесопромышленному комбинату. Рядом с ним располагается бывшая пожарная каланча (Лесозаводская ул., дом 18А), сейчас заброшенная. В этом районе выросла художница, подписывающая свои работы псевдонимом Миша Викторова. Почти вся ее семья работала на этом деревообрабатывающем предприятии.
Мать, будучи беременна ею, заболела и не пошла на работу. В тот день на смену вышла женщина, которая не должна была работать. День, в который случилась страшная авария. Две женщины погибли. В работе Миши Викторовой «Ночь» на стене каланчи — их образы: память о погибших и личные переживания, связанные с трагедией.
Окна в прошлое

На территории заброшенной шахты в Инте появилось напоминание о страшном и трудном прошлом, пережитом заключенными ГУЛАга. Один из лагерей был расположен именно здесь. Про это — работа художника Кирилла Таравко.


В деревне Прокопьевке благодаря фестивалю в прошлом году у здания начальной школы (1913 год постройки) и часовни Рождества Иоанна Предтечи (примерно 1876 год постройки) появились чудесные расписные окна. На самом деле так выглядит необыкновенная арт-консервация. Фестиваль «СЛОИ»-2024 объединился с «Том Сойер Фест. Ипатово».
Шесть художников из Сыктывкара, Москвы, Петербурга и Берлина расписали фанерные панели. Придумала такой способ спасения памятников зодчества Ольга Торопова, она занимается сохранением деревянного зодчества, восстанавливает старую школу в деревне Ипатово. Часовню со школой обнаружила в трех километрах — соседней Прокопьевке. Вместе здание закрыли от влаги, губительной для дерева.


В Прокопьевке участники фестиваля провели почти все лето и успели создать еще один арт-объект — к фестивалю «Завалинка» расписали в селе Выльгорт у районного Дома культуры кирпичную вентиляционную шахту, чтобы не портила вид, а, наоборот, создавала атмосферу. «Завалинка» — известный фестиваль народной песни, в этом году состоится в 20-й раз. Дмитрий Махов с Анастасией Малафеевой на 40 квадратных метрах кирпичной кладки изобразили историю поселения с характерными деталями. В том числе со знаковым для Выльгорта животным — кошкой/котом.
В местном музее работает кот Пас (придумали кличку, исходя из названия древней письменности коми), это местный символ, как кошки Эрмитажа. Но он не единственная знаменитость. В прошлом году здесь обсуждались новости про кошку Дусю, клептоманку. Она таскала своей хозяйке чужие вещи, а той приходилась выкладывать кошкины «подарки» в соцсетях, искать владельцев и просить прощения за поведение кошки.
«СЛОИ»-2025
«Большое достоинство уличного искусства в том, что зритель может интерпретировать смыслы каждой работы, в зависимости от того, как он ее видит и что чувствует. Даже если его оценка негативная, важно, чтобы эмоции были, — плохо, когда стрит-арт воспринимают равнодушно. Особенность уличного искусства еще и в том, что оно представлено неподготовленному зрителю. Когда человек идет в музей, в галерею, то готов к тому, что увидит, — будь то „Фонтан“ Дюшана, перформанс с голыми телами или подвешенными на люстре лошадьми. А наш строгий критик идет на работу, в школу или просто гуляет по улице и вдруг обнаруживает картину на стене. Он может скользнуть по ней взглядом и пройти мимо — тогда диалога между ним и художником не состоится. А может остановиться, присмотреться, сфотографировать и опубликовать в социальных сетях, в сторис, призывая как бы к диалогу и индивидуальной интерпретации», — рассказывает Дмитрий Махов.
На август запланированы «СЛОИ»-2025. В отличие от предыдущих, этот фестиваль будет сконцентрирован в одном районе и ограничен одной темой — коми письменность. Организаторы хотят, чтобы художники поразмышляли о ней и о коми языке, изучили его историю и роль в жизни жителей региона, провели исследования, а результатом стал бы новый художественный проект.
«Сейчас мы на этапе приглашения в проект художников — не только из Сыктывкара, — говорит Махов. — Нам очень важно привлекать креативных людей из других городов — может, выросших в Коми, но покинувших республику: допустим, человек уехал на учебу в Москву, в Питер, но приезжает домой на каникулы. Мы просим участвовать в наших проектах и скульпторов, работающих с глиной, гипсом, мозаикой».
Подробнее о фестивале можно узнать здесь.
Ирина Багликова, «Фонтанка.ру»
Больше тайных троп, живых историй и необычных мест — в нашем telegram-канале «Серебряное ожерелье» с «Фонтанкой». Подписывайтесь, ваше следующее путешествие начинается здесь.