Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Куда пойдем сегодня Эрмитаж отреставрировал «Красный вагон». Теперь можно заходить внутрь, но он все равно не тронется

Эрмитаж отреставрировал «Красный вагон». Теперь можно заходить внутрь, но он все равно не тронется

21 437
Источник:

В Главном штабе Государственного Эрмитажа представили после реставрации «Красный вагон» Ильи Кабакова — наверное, самый известный экспонат коллекции современного искусства музея. Гигантская тотальная инсталляция из вагона поезда, у которого нет колес, и лиственничной лестницы, уходящей вверх, как башня Татлина, стоит в четвертом атриуме (крытом дворе). И теперь посетители музея спустя три года вновь могут заходить в вагон, присаживаться на лавочку и слушать песни, глядя на идиллический пейзаж на стене.

Свой «Красный вагон» патриарх московского концептуализма Илья Кабаков впервые создал в 1991 году в Дюссельдорфе, и сейчас этот экспонат хранится в музее Висбадена — правда, пылится без особого пиетета, как замечали наши музейщики.

А вот для Эрмитажа вторая версия вагона, построенная в 2008 году к выставке в московском Центре современного искусства «Гараж», стала значимым приобретением. Его перевезли в Восточное крыло Главного штаба раньше, чем закончили реставрацию самого здания, — в 2011 году. И чтобы в гигантском пространстве атриума вагон визуально не потерялся, поставили на постамент. Этим вторая версия «Красного вагона» отличается от первой. А еще в Висбадене, говорит заведующая отделом современного искусства Эрмитажа Марина Шульц, достаточно низкий потолок, что не позволяет вытянуть лестницу во всю длину (общая высота инсталляции порядка 11 метров), как планировал автор. В Петербурге такая возможность есть.

Современное искусство нестойко перед лицом времени: оно часто содержит недолговечные материалы, и его реставрация — отдельная сложная тема для музейщиков. В случае с «Красным вагоном» под собственным весом просела деревянная лестница, а панно на бортах вагона (авторская цифровая печать) выцвели. Их заменили копиями в исходном цвете, оригинальные сохранив в Реставрационно-хранительском центре в Старой Деревне. А лестницу укрепили металлическими трубами изнутри.

Образ «Красного вагона», стоящего на деревянных ножках вместо колес и не имеющего окон, несмотря на амбициозную лестницу в небо, — метафора жизни в Советском Союзе.

«Сам Кабаков отсылает лестницу к башне Татлина, у него даже есть рисуночки, где он башню наклоняет и дальше перерисовывает, перерисовывает, пока она не превращается в нечто вот такое, — показывает Марина Шульц. — То есть это символ 1920-х годов, так он сам пишет: утопия, направленность в прекрасное светлое будущее, вверх, в небо, в космос, мечты и фантазии. Потом идет сам вагон — это 1930−60-е годы: как пишет Кабаков, вечный советский сталинский рай, где всё залито солнцем, время остановилось».

1 из 5
Источник:

Действительно, сидеть внутри вагона на лавочке и слушать музыку, глядя на панно с утопическим городом будущего, можно долго.

«Это песни 30-х годов в аранжировке композитора Владимира Тарасова, — продолжает Марина Шульц. — И у зрителя может возникнуть ощущение томительного ожидания, что вот-вот начнется какое-то представление, что-то произойдет, вся атмосфера создает ощущение театральности. Но сколько бы мы ни сидели внутри вагона, ничего не изменится. И выйдя из вагона, зрители встречаются с грудой строительного мусора, которая, опять же, может вызывать недоумение, вопросы, как это всё оказалось в музее и почему. По задумке авторов, этот строительный мусор, оставшийся от стройки самого вагона, символизирует период 1960−80-х годов, застоя, когда это так и не наступившее будущее остается в руинах на месте».

Интересно, что в первом варианте инсталляции Кабаков даже поначалу планировал, чтобы посетители проходили «хронологически»: от лестницы, сквозь вагон — к груде мусора. Но потом, во-первых, оказалось, что посетители неверно трактуют замысел, а во-вторых, есть в том, чтобы заходить не с парадного входа, что-то привычное советскому человеку: главный вход многих учреждений в городах извечно закрыт, и все привыкают ходить через боковой.

Впрочем, Эрмитажу все равно придется обстоятельно объяснять посетителям инсталляцию. Во-первых, потому что опыт показывает, что надо напоминать: возможность взаимодействия не подразумевает любого взаимодействия с экспонатом, и это не детская площадка, где можно лазить. А во-вторых, находятся те, кто решает к авторскому «мусору» добавить своего. Сотрудникам приходится терпеливо выносить: что поделаешь, опыта осмотра подобных экспозиций у нашего зрителя маловато, а теперь еще и взяться ему особо неоткуда. Но этот момент музей немного попробует исправить — своими силами.

«У нас в июне открывается большая выставка Кабакова, еще одна инсталляция из нашей коллекции, которую мы никогда не показывали, — поделилась с «Фонтанкой» Марина Шульц. — Это большая инсталляция под названием «Памятник исчезнувшей цивилизации». Ее подарили нам в 2014 году, и даже на ретроспективе 2018 года мы ее не показывали, потому что она просто настолько огромная, что мы не смогли ее никуда вместить в этом пространстве. Наш Белый зал на третьем этаже целиком будет занят этой инсталляцией. Это попытка действительно создать памятник цивилизации СССР. Но, естественно, как всегда у Кабакова, глазами маленького человека, через переживания каких-то странноватых героев, которые живут в своих маленьких мирах. Он мечтал построить такой музей под землей и в нём воспроизвести свои инсталляции разных лет. Ты бы как по городу бродил по этому музею и раскрывал все миры. Они сделали эскизы, проекты, чертежи, — в общем, на самом деле спроектировали целиком музей, но так никогда его и не построили. Поэтому создали инсталляцию, которая рассказывает об этом музее, то есть, по сути, это проект будущего, не существующего музея».

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях