Производители молока, йогурта и сыров хотят повысить цены на
О том, что производители молочной продукции намерены резко увеличить стоимость своей продукции, «Фонтанке» рассказали представители нескольких федеральных и региональных сетей. Пока ретейлеры взяли паузу на раздумья, правительство пригрозило регулированием наценки и занялось подсчетами стоимости ското-мест.
Одно из самых значительных подорожаний заявила компания Danone. С 1 февраля в среднем ее продукция подскочит в цене на
На 8 % намерено увеличить цены и ООО «Кампина» (бренд Fruttis) с 1 февраля. Подорожание затронет более 100 позиций йогуртов, сливок и другой продукции.
«Вимм-Билль-Данн» (бренды «Домик в деревне», «Чудо», «Весёлый молочник», Bio-Max, Imunele и «Ламбер») запланировал индексацию с 1 марта. Средневзвешенное повышение цен составит около
Также еще в декабре о подорожании сети уведомил производитель Valio. К примеру, йогурты стали дороже на 6 %, рассказали в одной из сетей. В самой компании уточнили, что «изменение цены большей части продукции будет ограничено однозначными цифрами». Сильнее всего подорожают молокоёмкие виды продукции, которые требуют значительных объемов сырья.
Не отстают и региональные производители. Компания «Галактика», которая недавно перенесла производство из Ленобласти в Белоруссию, Калининградскую и Волгоградскую области, запросила индексацию с середины января на
По словам производителей, неизбежной индексацию делают рост цен на сырье. «Кампина» сообщает, что с момента прошлого пересмотра стоимости ее контрагенты подняли цены на молоко на
Не меньше дорожает упаковка. Только за четвертый квартал 2021 года стоимость увеличилась в среднем на
Но поставщики не отрицают, что заложили в повышение и будущий рост. По оценкам Danone, цены на сырое молоко в России в первом квартале 2022 года вырастут еще на
Если все эти предложения будут приняты, то уже в первом квартале «молочная инфляция» превзойдет показатель всего 2021 года. По данным Росстата, в среднем по стране молоко выросло в цене на
Но бросаться в магазины и сметать с полок сыры и йогурты рано, отмечают опрошенные «Фонтанкой» ретейлеры. Намерение поставщика поднять цены не означает, что сеть автоматом его примет. Кроме того, часть повышения розница может компенсировать за счет собственной маржи, а часть будет нивелирована за счет акций, которые предложит сам производитель.
Крупные федеральные сети (X5 Retail Group, «Лента», «Магнит») не прокомментировали ход переговоров с поставщиками. Но представитель одного из игроков на условиях анонимности сообщил, что все перечисленные масштабные повышения пока на «паузе». В сети «Верный» подтвердили, что получили предложение от Danon повысить цены, в том числе на отдельные товары до
Региональные ретейлеры внимательно смотрят на федералов. Так, сеть «Вкустер» сообщила, что приняла повышение по продукции Valio. С международными брендами компания работает через дистрибьюторов, но корректировку пока не утвердила, так как еще нет мониторинга конкурентов. Если поставщики откажутся отгружать товар по старым ценам, компания будет закупать подорожавшие бренды по минимуму и замещать их товарами лужских, вологодских, белорусских производителей, пояснил директор ретейлера Сергей Плис. Долгосрочные контракты пока позволяют сдерживать цены.
Сеть «Реалъ» сообщила, что приняла заявку по индексации цен от Valio, но берет продукцию только по акции. Прочие повышения компания пока отклонила: поставщикам предложили отгружать по старым ценам или остановить поставки, отметил совладелец ретейлера Александр Мышинский.
На проблему подорожания «молочки» уже обратили внимание в федеральном правительстве. «Отдельного внимания требует и молочная отрасль, где на протяжении двух лет на фоне существенного роста себестоимости цены были стабильными», — заявил глава Минсельхоза Николай Патрушев.
В ведомстве признают, что на себестоимость оказывает давление продолжающееся повышение затрат на электроэнергию, логистику, ветпрепараты, упаковку, а предприятия отрасли сейчас максимально сдерживают рост за счет оптимизации внутренних процессов и снижения собственной маржинальности. Но и правительство не сидит сложа руки. По мнению ведомства, ограничение экспорта зерна способствовало сдерживанию цен на корма. Кроме того, власти дали молочным хозяйствам 10,6 млрд рублей субсидий для компенсации этих затрат. План на 2022 год — компенсировать затраты на модернизацию производства. С учетом удорожания материалов и работ Минсельхоз «прорабатывает вопрос уточнения предельной стоимости ското-места».
«Принимаемые меры в целом позволят обеспечить стабильную ценовую ситуацию на рынке сырья и готовой молочной продукции. Минсельхоз не ожидает резкого роста цен в этом сегменте в 2022 году», — резюмировали в ведомстве.
К решению ценовой проблемы подключились Минпромторг и Федеральная антимонопольная служба. Как сообщает «Коммерсантъ», эти ведомства вместе с Минсельхозом намерены убедить торговые сети ограничить наценки на часть социально значимых продуктов на уровне не более
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»