Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Нет рынка — нет картеля. Содержание дорог в Петербурге избавляют от неопределенности

Нет рынка — нет картеля. Содержание дорог в Петербурге избавляют от неопределенности

20 703
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»

Реорганизация дорожных предприятий Смольного переводит содержание городских улиц на московскую модель. Есть в столице снежные картели? Вот и у нас не будет.

Смольный рассчитывает реорганизовать дорожные предприятия, которые занимаются содержанием городских дорог. Из унитарных предприятий они превращаются в бюджетные учреждения, за которыми эти самые дороги закрепят на праве оперативного управления. Другими словами, даже изображать борьбу за контракты больше не придется. Антимонопольщики уже обеспокоены.

О планах Смольного стало известно на прошлой неделе, когда комитет по благоустройству опубликовал проект соответствующего постановления. Документ предлагает трансформировать государственные унитарные дорожные предприятия в государственные бюджетные учреждения. ГУДП «Центр», «Путь», «Курортное» и «Петродворцовое», таким образом, превращаются в элегантные ГБУ «Автомобильные дороги» с порядковыми номерами от 1 до 4 соответственно.

Целью ГБУ «Автомобильные дороги — 1» станет осуществление дорожной деятельности на территории Московского, Фрунзенского, Адмиралтейского, Центрального, Василеостровского, Петроградского и Невского районов; «Автомобильные дороги — 2» — Красносельского и Кировского; «Автомобильные дороги — 3» — Курортного и Кронштадтского; «Автомобильные дороги — 4» — Петродворцового. В понятие «дорожная деятельность» входят и комплексная уборка, и поддержание технического состояния дорог, и вывоз снега, то есть все, что и так распределяется между названными предприятиями — однако пока через аукционы.

Сам процесс ухода унитарных предприятий — не только дорожных — рассчитан до 2025 года: 485-ФЗ предписывает к тому времени реорганизовать или ликвидировать все ГУП, созданные до 8 января 2020 года и осуществляющие деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции. В частности, поэтому меняется форма собственности ГУП «ТЭК» и трех банных комплексов, хотя переформатирование в АО со 100-процентным участием города сложно назвать полноценной приватизацией.

По информации «Фонтанки», такое же акционерное будущее в 2021 году рисовали и четырем дорожным ГУДП, это обсуждалось на совещаниях в УФАС. Однако в итоге, как видно, выбрана форма бюджетного учреждения, и понятно почему: именно это, по Гражданскому кодексу, позволяет передать имущество на праве оперативного управления, которым ГБУ владеют и пользуются в соответствии с целями своей деятельности.

Название — ГБУ «Автомобильные дороги» — адресует к Москве. Именно так в столице именуется учреждение, которое обслуживает крупнейшие магистрали: Садовое кольцо, Третье транспортное кольцо, Новый Арбат, Кутузовский проспект, Ленинградское шоссе, Ленинградский проспект, Дмитровское шоссе, Тверскую улицу и другие. В качестве подрядчика учреждение выступает от случая к случаю, в обычной же жизни оно само — крупнейший заказчик; в 2019 году заключено более 500 контрактов почти на 50 млрд рублей. По большей части речь идет о поставке сырья, материалов и техники, но и некоторые работы по содержанию уходят на субподряд.


«Аналогично опыту Москвы — у них (петербургских ГБУ. — Прим. ред.) дороги будут на праве оперативного управления, — подтверждает подозрения собеседник из отраслевого блока Смольного. — То есть это будет имущество, за которое они будут отвечать». В качестве сравнения можно привести «Мостотрест», который на том же основании следит за мостами и набережными. Как видно, проектом постановления распределяются лишь 12 районов из 18 городских. Источник в Смольном сообщил, что это первый этап и во всех районах планируется общий подход.

Если все пойдет, как написано, это и правда можно будет считать изящным уходом Смольного от неудобных вопросов. Регулярно возникать они стали в последние годы, а в одну папку их подшило управление антимонопольной службы, возбудившее в 2019-м дело о так называемом снежном картеле. Антимонопольщики окинули взглядом рынок содержания дорог и пришли к выводу, что все генподрядные контракты распределяются между одними и теми же предприятиями. Помимо указанных четырех ГУДСП, это еще городское ОАО «Коломяжское» и частный «Автопарк № 7 Спецтранс», не попавшие в новое постановление из-за своей формы собственности. Поначалу исследовали 13 контрактов на 2019 год, однако в итоге захватили весь период 2016–2018 годов с контрактами на 24 млрд. Вывод был простой: конкурентная борьба на ежегодных аукционах комблага просто имитируется, максимальная стоимость контракта снижается на копейки, в один лот объединяют разные районы и не связанные виды работ, что отсекает от рынка небольшие предприятия, оставляя им в лучшем случае роль субподрядчика.

В первом полугодии комблаг разбил лоты по районам, однако они разошлись в те же руки и вовсе без борьбы. К следующей аукционной кампании комитет подошел с хорошими для себя новостями: он сумел оспорить в арбитраже решение и предписание УФАС, сейчас процесс в апелляции. Однако подоспели новые неожиданности. В шестерку привычных квазиконкурентов ворвался бывший субподрядчик «СП Северное» и даже сумел выиграть почти миллиардный контракт на дороги Калининского района. ОАО «Коломяжское» пожаловалось на это решение, ссылаясь как раз на отсутствие у победителя генподрядного опыта; УФАС неожиданно согласилось с этим, аукцион откатили, и контракт достался областному «Пригородному ДРСУ № 1». «СП Северное» оспаривает решение антимонопольной службы в арбитраже, но запретить комблагу заключить контракт до решения суда не удалось.

От всех этих хлопот дорожники будут избавлены, если им отдадут дороги в оперативное управление. В этом случае уже точно не придется торговаться с новичками — не ходи на аукцион, я потом на субподряд тебя возьму; именно ГБУ будет отвечать за то, кого допустить на дорогу (хотя бы в виде поставщика песка), а кого нет.

Глава комитета по благоустройству Сергей Малинин и раньше заявлял, что следить за дорогами должны городские предприятия. Бюджетная логика Смольного состоит в том, что отрасль хронически недофинансирована, а значит, и снижать цену на аукционах некуда. Это, впрочем, опровергается как раз теми аукционами, куда смогло заявиться «СП Северное»: и в Калининском районе, и в Выборгском, который достался «Коломяжскому», максимальная стоимость контракта упала примерно на 10%. Осталось посмотреть и сравнить, будут ли в ближайшие полтора года северные районы выглядеть радикально хуже остальных.

В самом комитете по благоустройству сообщили, что дадут «комментарии по вопросам, касающимся процесса перехода городских дорожных предприятий в ГБУ, после того, как будут пройдены все необходимые согласования данного проекта». В УФАС заявили о том, что обеспокоены перспективой перехода рынка содержания дорог в неконкурентную форму.

Сколько времени уйдет на реорганизацию, неизвестно. Однако характерно, что незадолго до появления проекта сменилось руководство на главном предприятии — ГУДП «Центр». Это неофициальный «капитан команды»; например, именно на него закупались почти 500 единиц уборочной техники для всего города за 3 млрд рублей. В новом документе предполагается, что целью предприятия станет материально-техническое обеспечение деятельности комитета в сфере благоустройства территории Санкт-Петербурга. В конце июля директором ГУДП «Центр» стал брат губернатора Псковской области Николай Ведерников.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях