25.06.2020 18:24
7

А вы говорили — картель. Борьба за дороги северных районов Петербурга оставляет их без содержания

Теплая компания петербургских дорожных служб не принимает чужака. Новому участнику аукционов отказывают в опыте и ясно дают понять: твой потолок — субподряд.

автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»
автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»


Северные районы Петербурга могут остаться без подрядчика по уборке и содержанию улиц в июле — когда истекут действующие контракты. Проблема не в том, что нет желающих, а в том, что их оказалось больше обычного. Разыгрывать такие контракты на полноценном аукционе с понижением цены в городе не привыкли, так что компанию со стороны отсекают от процесса жалобами. Как и жителей района, на который, вероятно, не успеют заключить контракт.

Вопрос, кто будет убирать городские улицы в течение полутора лет, в этом году решается не совсем традиционно. В 16 районах из 18 все чин по чину — по одной заявке от давно проверенных предприятий и, соответственно, контракты без снижения цены. На Выборгский и Калининский районы, как уже писала «Фонтанка», наравне с городским ОАО «Коломяжское» заявилось СП «Северное»: новобранец в числе потенциальных генподрядчиков, но хорошо известный субподрядчик. Поначалу показалось, что у этой истории будет хеппи-энд: Выборгский достался «Коломяжскому» за 1,183 млрд рублей, Калининский — СП «Северное» за 862,8 млн. Причем в обоих случаях конкуренция на торгах привела к снижению стартовой стоимости контракта для бюджета процентов на 10.

В это же время на документацию объявленных комблагом аукционов пожаловалось ООО «Сокол». Во всех случаях оно указывало на разный идентификационный код закупки и ненадлежащий размер авансирования. Жалобы разлетелись по двум столицам: все лоты дороже миллиарда рассматривал центральный аппарат антимонопольной службы, остальное — петербургское управление.

Сами жалобы признали необоснованными. Однако, копаясь в Выборгском аукционе, ФАС обратила внимание, что СП «Северное» не предоставило подтверждения своего генподрядного опыта. «Лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные виды работ, не имеет надлежащего опыта выполнения работ по содержанию автомобильных дорог», — решило ведомство, а стало быть — «СП Северное» вообще нельзя было допускать к аукциону. Напомним, компания и так проиграла в Выборгском районе, однако бюрократическая логика неумолима: протокол теперь надо отменить и составить новый, в котором предприятие уже будет признано не соответствующим требованиям. С учетом необходимости выждать после этого 10 дней контракт, который и так достался «Коломяжскому», не получится подписать к 1 июля.

С Калининским, где СП «Северное» выиграло, еще интереснее, здесь жалобу «Сокола» рассматривало петербургское УФАС. Управление, надо отдать ему должное, не стало само указывать, что субподрядного опыта недостаточно для участия в аукционе. Оно и понятно, иначе можно было бы заподозрить некоторую шизофрению. Именно УФАС, напомним, было двигателем известного дела о «снежном картеле». Ведомство настаивало, что практика распределения районов между одними и теми же предприятиями (в большинстве своем городскими) неправомерна. Отдельный тезис касался субподрядчиков. Дело в том, что некоторым предприятиям доводилось получать на субподряд весь объем работ по основному контракту, как в 2018 году получилось у «Автопарка № 7 Спецтранс» и СП «Северное». «Факты позволяют рассматривать данные хозяйствующие субъекты как потенциальных конкурентов в целом на рынке работ по комплексной уборке и содержанию дорог, — писало УФАС. — Однако данные участники рынка не участвовали в проводимых торгах».


Комблаг пока успешно отбивается от решения УФАС по «снежному картелю» в арбитраже. Однако было бы странно, если бы ведомство, которое только что удивлялось, почему субподрядчики не идут на аукционы сами, теперь запретило одному из крупнейших делать это. Так что городским антимонопольщикам пришлось подсказывать, что и сделало «Коломяжское». В своей жалобе оно излагает те же мысли, к которым ФАС в Москве пришла самостоятельно: «Договоры субподряда на выполнение отдельных видов работ... не могут являться подтверждением наличия опыта». А значит, протокол надо отменять. Здесь о сроках вообще говорить сложно: только рассмотрение жалобы назначено на 29 июня. Если её признают обоснованной, то новая процедура затянется надолго — даже если СП «Северное» не пойдет в суд.


Вопрос о том, как субподрядчику перековаться в генподрядчика, заведомо не имея генерального опыта, ненов. Время от времени такие коллизии возникают. Из близкого — «Упрдор Северо-Запад», эксплуатирующий кольцевую автодорогу, судился с ФАС по поводу аукциона на оснащение КАД видеокамерами. Подрядчик — «Лентрансспецстрой» — в своей заявке похвастался опытом субподрядных работ на Керченском мосту, чего опять же недостаточно. «Упрдор Северо-Запад» пошел в суд и в двух инстанциях преуспел. «Подрядчиком (на Керченском мосту. — Прим. ред.) выполнялись не отдельные виды работ, а весь комплекс строительно-монтажных работ», — решила апелляция.

Кроме того, ни Постановление Правительства № 99, ни Закон о контрактной системе не содержат в себе ограничений по способу исполнения работ (что равнозначно тому, каким образом участник получал опыт) — генподряд и субподряд. В июне ФАС подала кассационную жалобу, но с опозданием, так что жалобу вернули.

Интересный момент: даже если УФАС снесет СП «Северное» с Калининского района, где оно выиграло, победителем станет компания, занявшая второе место. И это все равно не «Коломяжское», а «Пригородное дорожное ремонтно-строительное управление № 1». Такая принципиальность городского предприятия ожидаема. И. о. председателя комблага Сергей Малинин не скрывает, что, по его мнению, за дорогами должны следить именно городские учреждения. Гендиректор СП «Северное» Алексей Засядь-Волк рассказал о телефонном разговоре, который у него состоялся перед аукционом по Калининскому району с руководством «Коломяжского». «Был звонок, — рассказывает он. — Комментировать содержание разговора не могу, но мы ответили, что будем бороться теми методами, которые предусматривает законодательство РФ, участвовать в конкурсе». Гендиректор «Коломяжского» Егор Пащенко отказался комментировать факт такой беседы и сделанные в ней предложения.


«Фонтанка» спросила у комитета по благоустройству, каким образом он собирается содержать дороги Выборгского и Калининского районов, если к 1 июля по ним не будет заключенных контрактов. На момент публикации ответа нет.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»
автор фото Сергей Михайличенко / «Фонтанка.ру»

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (7)

Yksy
Фонтанка, вам не кажется, что использовать психиатрические диагнозы для красного словца совершенно не этично и не корректно?

Alex000
Есть мнение, что они остаются и останутся практически "без содержания" вне зависимости от "борьбы" и наличия таковой. Дороги ужасны.

Pilat
А как интересно можно получить опыт...если с компаниями без опыта контракты не заключают?
Это такой бред?
Это конечно наивный вопрос.
Если бы действительно хотели экономить деньги бюджета, то контракт бы получал тот кто предлагал более низкую цену....с условием, сели качество исполнение будет ниже оговоренного, все денежки обратно в казну. А еще проще, оплата только по факту выполнения и подписания акта выполненных работ.

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор