20:18 25.05.2018
В Петербурге стартует фестиваль талантливых детей с ограниченными возможностями
«Спасти "Ленинград" от разложения»: вышел новый альбом «Сплина»
В Петербурге начнут производить новые двигательные компоненты для АЭС и судостроения
Смольный подписал соглашение о 3-звездочной гостинице на Среднем проспекте
Путин пообещал, что в 2024-м не пойдет на выборы
СМИ: Заместителем Шойгу станет Криворучко из «Калашникова»
Смольный создаст спорткластер вместе с экс-поп-дивой и галеристкой Анной Бариновой
Сергей Фурсенко заявил, что у «Зенита» после смены стадиона обновился состав болельщиков
Собчак высказалась в поддержку Сенцова на презентации фильма о своём отце
Эксперты назвали средний возраст автомобилей в России
Комиссия ЕС по защите прав потребителей включила Finnair в чёрный список
Строитель Лахта Центра намерен запустить трамвай до Колпино
Смольный выгнал торговцев с «Мотостолицы»
Орешкин и Кудрин ответили телеграм-инсайдерам
В Петербурге построят Речной вокзал за 2,1 млрд рублей
Сарри выбрал «Челси», а не «Зенит»
Путин: России нужны инвестиции, но не как подачка
В Петербурге – 6-балльные пробки и «телепорт» в Германию
Норвежский лосось мало ел и из-за этого подорожал до рекордного уровня
Путин: Россия готова защитить Европу
Путин: «Боинг» над Донбассом сбила не российская ракета
Путин о санкциях: Все играют в футбол по правилам дзюдо
Военный борт помешал приземлиться пассажирскому самолету в аэропорту Подмосковья
Porsche объявил об отзыве игрушечных машинок
Временная свобода обошлась Харви Вайнштейну в миллион долларов
Японский премьер мечтает о матче Россия - Япония в финале ЧМ-2018
Трамп опять передумал: он собирается встречаться с Ким Чен Ыном
Путин призвал не делать из Ирана Северную Корею
Итоги недели с Андреем Константиновым: Ожившая Скрипаль, бесогон Михалков и вечный Мединский
Сергей Шнуров рассказал о разводе
Глава МВФ рассказала в Петербурге о “трех тучах"
Назван режиссёр нового «Бонда»
Вячеслав Володин о расследовании крушения MH17: Надо готовиться к разным сценариям
Премьер-министр Японии призвал страны объединиться и направить КНДР на правильный путь
Самые богатые "федеральные врачи" в Петербурге возглавляют Центр Алмазова и Центр онкологии им. Петрова
Макрон: Совбез ООН должен помочь в устранении торговой напряженности
Путин: Россия будет расширять пространство свободы
В «Газпром нефти» назвали справедливую цену нефти
На последнем звонке в Пензе «мертвый» голубь подвел школьника
БГ даст бесплатный концерт накануне Дня города
Макрон предложил Путину брать пример с Пьера Безухова
Рекультивацией Новоселок займется реконструктор Муринского парка
«Алмаз-Антей» будет производить шельфовое оборудование для «Газпрома»
Кировский завод потратит больше миллиарда на техническое перевооружение
Путин: Санкционные войны подрывают мировую экономику
Жаров ждет нового, «пресекательного» закона для «Яндекса» и Google
Продюсер Харви Вайнштейн, обвиняемый в домогательствах, сдался полиции
Ольга Голодец определила срок “прорывных результатов” в российском футболе
Бизнес-омбудсмен Титов: Муниципалы не должны иметь права кошмарить бизнес
Путин предложил Total стать участником проекта “Северный поток-2”
На ЗСДфесте будет бесплатный велопрокат
Французские бизнесмены подарили Путину синего петуха
Евросоюз сообщил российскому бизнесу об ужесточении мер по защите персональных данных
Путин: Я здоров, это мировая экономика беременна
Макрон: Ни одно французское предприятие за 10 лет не ушло из России, несмотря на трудные времена
«Герофарм» построит в Петербурге фармзавод более чем за 3 млрд рублей
"Росатом" на ПМЭФ договорился развивать отрасль с французским партнерами
Евросоюз и НАТО требуют от России признать вину по делу о крушении «Боинга» над Донбассом
Чемпион по кикбоксингу на 22 года прервал карьеру
На Фонтанке груженная грунтом шаланда не выдержала нагрузки
"Выборгскую" вернули пассажирам
Лишившие женщину жизни из-за пакета продуктов в Петербурге сядут на 32 года
Город

«Подорожник» не выпускают из-под земли

Активировать удаленно пополненный «Подорожник» по-прежнему можно только в метро. Идею дать пассажирам выбор хоронят в рабочей переписке.
«Подорожник» не выпускают из-под земли
Пётр Ковалёв/Интерпресс

«Право первой ночи» для проездного, на который дистанционно закинули денег, остается у петербургского метрополитена. Если продвинутый пассажир с помощью компьютера или телефона пополнил «Подорожник», его обязательно надо активировать в подземке. Попытка нарушить эту монополию ни к чему не привела.


Сейчас пополнить ресурс «Подорожника» можно различными способами – закинуть наличные в кассах метрополитена или «Организатора перевозок», дистанционно — через платежное приложение на сайте метрополитена, мобильный банкинг или через SMS. Во втором случае, однако, придется обязательно топать в метро и активировать билет там, приложив его к визуализатору, автомату по продаже проездных или отдав в кассу. Фактически в этот момент сервер метрополитена спрашивает у сервера «Организатора перевозок», действительно ли на данную карту положили денег и можно ли их зачислить.

Прототип системы, которая позволяет активировать «Подорожник» в автобусах, «Пассажиравтотранс» (ПАТ) показал на форуме SmartTRANSPORT в середине октября. В один из павильонов «Экспофорума» завезли машину «Волгабас-5270Е» с нужным валидатором. Соглашение с «Организатором перевозок» о пилотном проекте подписали, начать тестирование хотели в ноябре на двух маршрутах – №№ 7 и 157; потом, как говорили, оборудуют все 150 маршрутов. Преимущества для предприятия понятны — пассажиру не придется автоматически делать выбор в пользу подземки. Ну и горожанам удобнее. «Горэлектротранс», по данным «Фонтанки», с аналогичным предложением не выходил.

В общих чертах, ситуация выглядит так: на картах «Подорожник» (стандарт MIFARE Plus 4K) записаны ключи «А» и «В». Первые позволяют списывать ресурс, вторые — досыпать на карту денег. Они же содержатся на серверах метрополитена и «Организатора перевозок», позволяя обмениваться информацией. В этом и состоит преимущество метро перед валидаторами в троллейбусах и автобусах, где есть только ключи «А». Ключи засекречены, доступ к ним есть у «Организатора перевозок», метрополитена и комитета по транспорту. Запись «А» – более или менее секрет Полишинеля, но вот «В» берегут всерьез, ведь их обладатель получает возможность имитировать оплату. Поэтому если ключи надо установить в новое оборудование, в качестве носителя используют модули SAM AV2, на которые информацию можно скопировать, но с которых ее нельзя извлечь в графическом виде.

Конкурс на «оказание услуг по обеспечению функции активации удаленного пополнения единого электронного билета» «Пассажиравтотранс» объявил месяц назад. Стоимость — 15 млн рублей, подрядчика собираются найти в начале апреля. Победитель должен будет в течение двух месяцев настроить оборудование и предоставить программное обеспечение на 1600 автобусах. Сопровождение и диагностика в течение года — тоже его задача.

Однако программного обеспечения мало; «Пассажиравтотранс» должен записать на модули необходимые ключи и отдать их подрядчику, именно здесь главная проблема. «Система записи ресурса будет отличаться от реализуемой в терминалах метрополитена тем, что все операции будут совершаться напрямую через ресурсы СПб ГКУ «Организатор перевозок» в рамках существующей системы электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП)», – говорят в комитете по информатизации и связи.

В рамках комиссионных испытаний в конце 2017 года ПАТ все же попытался загрузить ключи на модули по регламенту комтранса, который существует для программного обеспечения метрополитена. Раскошелились и закинули на «Подорожник» 100 рублей, но активировать его в условном автобусе не смогли – система ответила красным крестом, символизирующим, что проезд запрещен. Фактически сервер «Организатора перевозок» не распознал конкретный валидатор.

С тех пор никуда не продвинулись. «Пассажиравтотранс» стал инициатором внедрения активации ресурса «Подорожника» в автобусах, – флегматично комментируют на предприятии. – Сегодня это возможно в метро, но до метро нужно доехать, что означает временные и финансовые затраты для пассажиров. Рабочий прототип этой опции был представлен в октябре на форуме. Однако межведомственного согласования, необходимого для дальнейшего внедрения, до сих пор нет».

За этой формулировкой, по информации «Фонтанки», скрываются многочисленные письма от ПАТа, где он раз за разом просит «Организатора перевозок» все же обеспечить запись ключей на модули SAM AV2 не по «подземному регламенту». Тем более что программное обеспечение для этого имеется. Комитет по информатизации заключил соответствующий контракт еще в 2016 году с ГУП «Информационно-аналитический центр», работы приняты. Вместе с другими улучшениями системы это обошлось в 16,2 млн рублей.

«Организатор перевозок» не смог оперативно пояснить, почему информация не записывается с помощью специально разработанного для «наземников» программного обеспечения. Источники «Фонтанки» говорят, что в учреждении хотели бы видеть систему, интегрированную с метро (хотя сейчас имеем систему метро, не интегрированную с наземным транспортом). Кроме того, «Организатор перевозок» запрашивал подробную техническую документацию на пилотный проект по «Подорожнику». ПАТ готов предоставить ее после проведения конкурса, до тех пор все алгоритмы и протоколы принадлежат подрядчику и являются его интеллектуальной собственностью.

Подобная монополия дает очевидное преимущество метрополитену. Пассажиропоток ПАТ, по статистике самого предприятия, вырос с 319 млн поездок в 2015 году до 323,5 млн в 2017-м. Число пассажиров подземки выше, но стабильно снижается который год. К примеру, за 9 месяцев 2017 года — на 0,9%, до 529 млн. В Смольном объясняли это ростом популярности наземных маршрутов; на самом предприятии, среди прочего, – закрытием станций на многомесячный ремонт, после которого пассажиров сложно переориентировать обратно на метро.

Возможно и другое объяснение неудачи с пилотным проектом. Транспортный и информационный блоки Смольного не первый год живут в ожидании комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ). В теории она должна заменить собой и СЭКОП (контроль оплаты), и автоматическую систему управления городским общественным транспортом, которая работает через ГЛОНАСС-навигаторы. На формирование системы в ближайшие 2 года предполагалось направить около миллиарда рублей. Ранее НТЦ «Измеритель», входящий в группу «Штрих», получил контракт на 28 млн рублей на разработку прототипа оборудования. Оно проходило обкатку на 36-м автобусном маршруте. В этой ситуации чиновники могли решить, что незачем менять коней на переправе.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»


Подписывайтесь на каналы "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
СМИ2
MarketGid News
24СМИ. Агрегатор
Lentainform