27.07.2016 15:54
0

Топ-менеджер ВТБ заштрихует наземный транспорт

В Петербурге внедряется бескондукторная система наземного транспорта. В проекте стоимостью 12 млрд очевиден интерес тех, кто строит платные парковки в центре города.

Сергей Коньков/ДП
Сергей Коньков/ДП

В августе 2016 года комитет по информатизации и связи намерен объявить аукцион на создание прототипа системы управления общественным транспортом и оплаты проезда. За одну только демо-версию правительство готово заплатить 28 млн рублей, а общий объем инвестиций оценивают в беспрецедентные 12 млрд. Чиновники мотивируют затраты удобством пассажиров и экономией на зарплатах кондукторов, при том что действующая система уже вполне способна работать без них.

Переменами в работе общественного транспорта петербургские власти озадачились в 2014 году. Смольный заказал концепцию учета одновременной работы 10 тысяч автобусов, троллейбусов, трамваев и водного транспорта с автоматическим контролем расписания и его синхронизацией с информационными табло на остановках, разработкой мобильного приложения с возможностью удаленного пополнения проездного и привязкой к карточному счету или счету сотового телефона, оборудованием транспортных средств датчиками учета пассажиропотока.

Концепция предполагала модернизацию действующей системы общественного транспорта. Она состоит из двух частей. 

Система управления городским пассажирским транспортом (АСУ ГПТ) на основе ГЛОНАСС-навигаторов контролирует передвижение. К ней предъявлялось больше всего претензий. 

Система электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП) на основе валидаторов и центра обработки транзакций отвечает за безналичные операции и учет пассажиропотока. Требовалось расширить функционал. Возможность приема валидаторами банковских карт была реализована. Оставалось модернизировать ПО для приема билетов через мобильные приложения, SMS, банкоматы, терминалы оплаты.

Однако в 2015 году заговорили о полной замене систем на КИСУ (комплексная информационная система управления) и САОП (система автоматизированной оплаты проезда).

Изначально в Смольном оценивали инвестиции в 1,6 млрд рублей. Вице-губернатор Игорь Албин ссылался на объемный фонд оплаты труда кондукторов, ежегодно составляющий 1,8 млрд.  Хотя на днях собеседник «Фонтанки» в Смольном признал:

«Вообще-то, и сейчас транспорт способен ходить без кондукторов. Но это сложно осуществить. В «Пассажиравтотрансе», например, работают 2600 кондукторов. Механизм сокращений рабочих мест пока не прорабатывался».

Между тем стоимость проекта выросла кратно. Осенью 2015-го на совещаниях в правительстве назывались цифры 4 – 6 млрд, а к лету 2016-го заговорили о 12 млрд.

Транспортная концепция обсуждается на совещаниях с участием вице-президента банка «ВТБ» Игоря Зубкова. Он также известен как ключевой акционер столичной группы «Штрих». Эта компания реализовала в Петербурге платную парковку.

Интерес «Штриха» к транспортной концепции Петербурга тоже заметен. В августе комитет по информатизации и связи объявит электронный аукцион на создание демо-версии. Как пояснили «Фонтанке» в Смольном, она необходима для проработки технического проекта всей системы:

«По итогам демонстрации прототипа будет оформлен протокол, содержащий рекомендации для последующего технического проектирования КИСУ».

Иными словами, победитель этого аукциона получит неоспоримые конкурентные преимущества при участии в конкурсе на разработку всей системы.

Техзадание на демо-версию соответствует параметрам оборудования «Штриха».

В июле 2016-го на отдельных маршрутах наземного транспорта, в том числе 36-м автобусе, начали тестировать оборудование «Штриха» – валидаторы и счетчики пассажиров (именно они, как предполагается, придут на замену кондукторам). Погрешность, по информации «Фонтанки», на данный момент составляет 12 %, то есть каждая восьмая поездка остается неучтенной. В «Пассажиравтотрансе» не стали подтверждать или опровергать эти данные и воздержались от оценки: «Слишком маленький срок».

Опыт установки бортового оборудования на транспорт у «Штриха» имеется. В презентационных материалах компания указывает на успех в Липецке и Подмосковье. Местные жители оптимизм не разделяют. В Липецке, как они рассказали «Фонтанке», из-за системных сбоев пассажиры приобретают билеты у водителя, по старинке. В Подмосковье по состоянию на июль 2016-го система не запущена, хотя договор предусматривал внедрение в августе 2015-го. По словам кондукторов, валидаторы проработали две недели, и их отключили.

Оборудование «Штриха» установлено и в автобусах Адлера, как убедился корреспондент «Фонтанки» во время майского отпуска. Попытка оплаты проезда через валидатор вывела водителя из себя. Аппарат не принял карту и резко запищал, а кнопки «выкл.» на нем не было. Весь маршрут водитель матерился и вызывал по телефону техпомощь, опять же не стесняясь в выражениях.

Ежегодно в Петербурге осуществляется около 300 млн поездок автобусными маршрутами. Трафик сопоставим с показателем Хельсинки (345 млн). В финской столице оператором системы управления транспортом и транзакциями выступает муниципальная компания HSL (Helsingin seudun liikenne). Она получает доходы от билетов. Ее операционная прибыль составляет около 550 млн евро в год, из них билетная выручка – 270 млн евро. Как и в Петербурге, перевозки убыточны. Несмотря на многообразие способов оплаты (в том числе через мобильное приложение и по SMS), билет можно приобрести и у водителя. Идея отказаться от участия человека в оплате была, но пока от нее отказались.

По данным «Фонтанки», к калькуляции системы, необходимой Петербургу, привлекали и финских разработчиков. Так, одна из компаний оценила установку программного обеспечения и оборудования, пусконаладочные работы и сопровождение системы в течение трех лет в 1,7 млрд рублей. На Транспортном форуме, который прошел в Петербурге в мае 2016-го, звучали сопоставимые цифры – 1,2 млрд рублей на создание новой системы или 800 млн на модернизацию действующей.

Предполагается, что транспортный проект будет реализован на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). ВТБ выступит инвестором и оператором, получая процент с каждой транзакции.

«Работа по подготовке схемы ГЧП ведется достаточно успешно», – уточнили «Фонтанке» в Смольном.

Руководитель «Организатора перевозок» Владислав Самойлов так объяснил необходимость создания КИСУ и САОП:

«Претензии текущего порядка к действующим системам отсутствуют. Просто перспективы развития с ними не совсем ясны и не во всем возможны. Город заглядывает в будущее. Уже сейчас надо строить новую систему, чтобы не сдерживаться в развитии».

Предполагается, что демо-версия будет готова к ноябрю 2016-го, а через два-три года город получит новый продукт. Впрочем, срок указывается с оговоркой на приблизительность. Стоимость проекта, как подчеркнул Владислав Самойлов, тоже неясна:

«Изменения в расчетах могут быть существенные».

Аккуратность петербургских властей во временных и финансовых прогнозах не лишена оснований. Например, запуск пилотной зоны платных парковок переносился четыре раза. В Смольном заявляли, что в четвертом квартале 2015 года город заработает 145 млн рублей, а в 2016-м – 450 млн. 18 июля 2016 года эфире "Фонтанки.Офис" директор Центра управления парковками Петербурга Артем Хрюкин сообщил, что доход от пилотной зоны с начала эксплуатации составил 100 млн рублей.

Александр Ермаков,

«Фонтанка.ру»

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор