Пресс-секретарь Следственного комитета Владимир Маркин уволен после девяти лет работы. Он казался непотопляемым, но система, по его же словам, требует самоочищения.
Нельзя сказать, что 59-летний рупор СКР закончил свою карьеру на пике славы. Ведомственные скандалы совпали с личными. Но нельзя и не отметить, что с Маркиным связана целая эпоха. Называя себя консерватором, он поднял планку силовой пресс-службы на недосягаемую высоту. Любой сменщик, наверное, покажется бледной тенью экс-шоумена, а ныне – генерал-майора, которому было позволено не держать язык за зубами.
Маркин работал в СК с самого основания. В 2007-м пришел в пятидесятилетнем возрасте по личному, как он заверял в эфире «Эха Москвы», приглашению Александра Бастрыкина.
Маркин работал корреспондентом на радио, вел ток-шоу, продюсировал на федеральных телеканалах. Опыт радийщика и шоумена помог Владимиру Ивановичу поднять ведомство в глазах общественности. Оперативные релизы, работа региональных пресс-секретарей по выходным и ночам, истребование уголовных дел из других следственных органов в связи с «общественным резонансом» – все это Маркин.
Однако, в отличие от коллег из других ведомств (его путь только-только начала Ирина Волк в МВД, других и близко не разглядеть), Владимир Иванович эффективно совмещал должностное с полезным. В СК он сделал головокружительную карьеру. Придя сугубо штатским, через три года уже примерил генеральские погоны. Профильное образование получил в 2009 году, окончив юрфак Института экономики и культуры. Еще через два года его диплом был аннулирован после скандала с лишением вуза лицензии на шесть месяцев. Потом все же образование Маркину вернули.
Он стал колумнистом в прокремлевских СМИ, не без гордости утверждая, что смысл и содержание своих публикаций у Бастрыкина не визировал, отмечая при этом, что отражает не только свое мнение, но и мнение ведомства.
Неспроста Маркин прилагал большие усилия, чтобы уйти от статуса пресс-секретаря (освещает деятельность ведомства) и именоваться официальным представителем СКР (имеет право выступать от имени ведомства).
Достаточно вспомнить, что в колонке Life.ru он назвал военнослужащих Украины «кровожадными выродками», а корреспондента «Новой газеты» Надежду Прусенкову в своем твиттере – "журналистишкой". Потом извинился (перед корреспондентом), но твит не удалил.
В 2013 году Маркин прошелся по тогдашнему вице-премьеру Владиславу Суркову в своей колонке, которая некоторыми была сочтена за политический донос.
Да чего там. Маркин даже премьеру Медведеву дерзил, и мало кому тогда его реплика показалась простой защитой мундира.
За всю жизнь он не расследовал ни одного уголовного дела, но охотно отождествлял себя со следователями.
Иногда складывалось ощущение, что Маркин хочет, чтобы СКР ассоциировался с ним, а не с Бастрыкиным. С начала 2016 года количество упоминаний Владимира Ивановича в разделе «Интервью» на сайте превысило упоминания Александра Бастрыкина (11 против 7).
В массовом сознании пресс-служба увязана с релизами на ведомственном сайте. Это так и не совсем так. Информацией можно жонглировать. Никто не проверит, действительно ли на сайте размещаются сообщения о самых актуальных делах или о тех, которым нужно придать ускорение.
В Петербурге характерной, пожалуй, можно назвать ликвидацию аквапарка «Вотервиль» как бизнес-актива (в нужное время Маркин назвал аквапарк местом, «где с ужасающей регулярностью стали происходить несчастные случаи с детьми»). Из свежих примеров – уголовное дело против топ-менеджмента «Интарсии». Глава компании Смирнов был объявлен в розыск еще зимой 2016-го, но релиз появился только летом. Через несколько дней арбитраж взыскал с «Интарсии» 3,8 млрд рублей в пользу холдинга, связываемого с Якуниным-младшим.
Маркин был хозяином информационного поля в СКР. Ведомственный сайт регулярно анонсировал фильмы с Маркиным, рекламировал книгу Маркина, сообщал о награждении Маркина высшей юридической наградой «Фемида».
Владимир Иванович не только излучал властность, но был уверен, что у него есть власть. Иначе чем объяснить моменты, когда сотрудники пресс-службы СКР, кивая на распоряжение Маркина, обзванивали СМИ и настаивали на размещении нужной комитету информации.
Самая популярная шутка в Интернете – впервые в России генерала увольняют за плагиат. В книге Маркина «Самые громкие преступления XXI века в России» журналисты нашли целые куски из своих материалов. Любопытно, что сам Владимир Иванович извинений не принес. За него это сделало издательство «Эксмо», выдвинув не очень правдоподобную версию о том, что ссылки на источники предполагались, но из-за технической ошибки они не указаны.
СМИ сватают Маркина в "РусГидро". Точнее, ссылают. По сравнению с былым могуществом любая должность в любой госкорпорации – понижение.
И уж точно отставка стала для Маркина неожиданностью. На сегодня была назначена презентация его книги в магазине «Москва», но она отменена «по не зависящим от магазина причинам». Будет ли 27-го аналогичная в Петербурге – теперь вопрос.
Владимир Иванович любил считать чужие деньги. Он мог по памяти перечислить миллионы рублей и килограммы украшений, изъятых при обысках. Символично, что последнее сообщение на сайте комитета за подписью Маркина тоже посвящено чужим деньгам – признанию вещдоками 8,5 млрд рублей, изъятых у борца с коррупцией Захарченко.
Говорят, Маркин и ныне арестованный начальник ГУ межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СКР Михаил Максименко (его называли правой рукой председателя) единственные пили с Александром Бастрыкиным не только чай и могли обсуждать стратегические вопросы службы в неформальной обстановке.
В июле 2016 года, после задержания Максименко, Владимир Иванович разместил твит, который теперь может показаться пророческим:
«Стыдно и горько за то, что произошло с нашими т.н. коллегами. Это, конечно, бросает тень на СКР, но работа по самоочищению будет продолжаться!»
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»