В Петербурге в минимальные сроки закончили уголовное дело в отношении сотрудников аквапарка «Вотервиль». Им вменили четырехлетнего мальчика, нахлебавшегося воды. Поспешность может быть связана с завтрашней коллегией Следственного комитета под руководством Александра Бастрыкина. Его рупор Владимир Маркин после майского происшествия уничижительно назвал петербургское ГСУ мягкотелым. После публичной порки «Вотервилем» занимались 16 следователей. С избыточным пафосом диссонирует позиция суда, отказавшего следствию в изоляции обвиняемых.
Петербургское управление СК закончило уголовное дело в отношении сотрудников аквапарка «Вотервиль» в минимальный срок – два месяца. Поводом для расследования послужил четырехлетний мальчик, 20 мая оставленный родителями без спасжилета и нахлебавшийся воды. Он жив. Ускорение местным следователям придал глава СК Александр Бастрыкин, который направил спецкомиссию для проверки «действий или бездействия» подчиненных. Его рупор Владимир Маркин уничижительно назвал петербургское следствие мягкотелым, а «Вотервиль» – местом, «где с ужасающей регулярностью стали происходить несчастные случаи с детьми». Представление о том, что может ужаснуть главное правоохранительное ведомство страны, дает статистика. Происшествия в «Вотервиле» случались раз в три года. В 2008-м посетители массово отравились хлором, в 2012-м утонул 7-летний мальчик, и майский случай. Гибель ребенка противоестественна, но от падения из окон по недосмотру родителей дети разбиваются гораздо чаще. Ужасом эти происшествия Следственный комитет не называл никогда и тем более – не отдавал таких спецпоручений.
После столичной комиссии в ГСУ на набережной Мойки для дела «Вотервиля» сформировали группу из 16 человек во главе со следователем по особо важным делам Александром Несвитом. Директор аквапарка Инна Подвальная, инструктор Антон Хвостов и старший смены Алексей Беляев были задержаны. Им оперативно предъявили обвинение по статье 238.2 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и предназначенных для детей младше 6 лет). В суд ушли ходатайства о заключении троих под стражу. Подвальную и Беляева Фемида отпустила с миром сразу, Хвостова посадила под домашний арест. В минувшую пятницу, 18 июля, судья Октябрьского райсуда Роман Калитко меру пресечения не продлил. Инструктор стал волен в перемещениях.
Двухмесячное следствие адвоката Дениса Лактионова, защищающего директора аквапарка, поразило:
«Это суперскорость. Уложиться в минимальный срок с тремя экспертизами, срок исполнения которых обычно занимает несколько месяцев, – невидаль. Исследование видеозаписи с камеры наблюдения аквапарка провели в Москве за считаные дни, хотя в общей очереди это заняло бы месяцев пять. Техническая экспертиза сделана тоже в рекордное время. И еще судебно-медицинская экспертиза».
Дело составило 8 томов. В нем, как уточнили «Фонтанке» собеседники в ГСУ, есть указание, подписанное одним из руководителей Несвита, приобщить аквапарк в качестве вещественного доказательства, что повлекло фактическую парализацию работы. Он закрыт.
– Эта мера неординарна, и мы бы хотели, чтобы репортеры и читатели не воспринимали опечатывание «Вотервиля» как прихоть следователя. Ему, сформулируем так, подсказали нужное направление для вынесения постановления. Статью 39 Уголовно-процессуального кодекса никто не отменял.
Эта статья разрешает руководителю следственного органа давать следователю указания о направлении расследования и производстве отдельных следственных действий.
21 июля уголовное дело направили в прокуратуру Петербурга для утверждения обвинительного заключения. Через несколько дней его передадут в Василеостровский районный суд для рассмотрения по существу. По закону вопрос о вещдоках решается при вынесении приговора. Фигуранты вину не признают, но показания дают. Они не согласны с формулировками следствия, по которым Подвальная не обеспечила безопасные условия для посетителей, а Хвостов и Беляев допустили нахождение малолетнего ребенка без жилета в воде.
Значит, ожидается полноценное судебное разбирательство. С учетом летних отпусков и принципиальной позиции обвиняемых оно может занять несколько месяцев. Все это время «Вотервиль» будет вещдоком в качестве средства для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела. Опрошенные «Фонтанкой» адвокаты с настороженным смехом признали, что в худшем случае аквапарк могли бы признать орудием преступления, подлежащем конфискации или уничтожению.
«Это за гранью разумного. При таком исходе мы будем говорить об узаконенном рейдерстве, – оппонирует Денис Лактионов. – Рассчитываю, суд удовлетворит первое же наше ходатайство и вернет здание законному владельцу».
Изначально следствие задало Подвальной, Хвостову и Беляеву верхнюю планку. Вменило им тяжкое преступление по статье 238.2 УК – оказание небезопасных услуг детям младше шести лет и шестилетнее обещание тюрьмы. Но перед отправкой дела в прокуратуру смягчило обвинение. Осталась только статья 238.1 УК с максимальным наказанием до двух лет лишения свободы. Квалифицирующий признак малолетства исчез, потому что, во-первых, аттракцион «Река Дрема» якобы предназначен только для детей старше 8 лет, а во-вторых, «Вотервиль» предупреждал, что ответственность на посетителей младше 14 лет ложится на взрослых сопровождающих.
По мнению собеседников «Фонтанки» из ГСУ, дело «Вотервиля» может быть инициировано не столько по воле Александра Бастрыкина, сколько из необходимости наработать следственную и судебную практику. Другими словами, создать прецедент. Например, в Приморском районном суде со скрипом идет процесс в отношении сотрудников другого аквапарка, «Питерлэнд». 14 марта прошлого года трехлетний мальчик из Йемена впал в кому. В ответ на обращение одного из фигурантов Верховный суд ответил, что стандарты по безопасности посетителей аквапарки соблюдать не обязаны.
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»