И мне даже интересно, а есть ли в нашей литературе произведения про банальное мещанское, обывательское счастье? Чтобы вот не высмеять "все дурное в России", а чтобы обыватель был положительным явлением или хотя бы, чтобы мещанство - было самоцелью героев - что есть/ спать/ жить в большом доме - это хорошо? С огромной натяжкой можно вспомнить Илью Ильича Обломова, который, впрочем, почему-то считается отрицательным персонажем, и "Евгения Онегина" - такой glossy-журнал про светские рауты, прогрессивную литературу, «брегет» и модные в том сезоне меха каланов (на самом деле не про это, конечно). Может, вы еще что-то вспомните, но согласитесь, смысл в том, что воспевать обыденность было как-то стыдно. Не всегда заслуженно финская литература далеко не так известна в мире, кроме разве что муми-троллей. Но даже Туве Янссон, если во взрослом возрасте перечитывать ее книги, как раз пишет про то, что просто жизнь - это уже чудо. Конечно, у ее героев случаются всякие ситуации и приключения, но муми-тролли очаровательны именно в своей повседневности с ее традициями, незамысловатым бытом и любовью к жизни. Даже в самой, пожалуй, странной и грустной книге серии "В конце ноября", когда второстепенные герои собираются в муми-доме без самого семейства муми-троллей, просматривается мотив того, что попытка влезть в чужой быт не очень удается и нужно создавать свой. Забавно, что когда первые комиксы про муми-троллей были напечатаны в издании "Ny Tid", читатели завалили журнал письмами о том, что герои Туве Янссон слишком "буржуазны", а сама она "не пишет о глубоком", сейчас же эта обыденность считается уникальным миром муми-троллей. Если взять серьезное и иконическое произведение финской литературы "Семь братьев" Алексиса Киви (Aleksis Kivi), то его главные герои тоже были плохо приняты публикой, потому что "финны не такие". Но "не такие" братья совершают своего рода "дауншифтинг", а потом все равно возвращаются к обычному мещанскому счастью. Находят работу, женятся, делят имения. И это финал романа - обыденность преподносится как истинное счастье, которое братья все-таки нашли. Если взять современных финских писателей, то например, получившая престижную премию "Finlandia" книга "Juoksuhaudantie" Кари Хотакайнена (Kari Hotakainen) - это такой финский "Breaking bad", когда финский мужчина, воспитанный на принципах мягкости, равноправия и толерантности, вдруг пытается найти в себе мужское начало. Но даже при всем этом все мысли героя сводятся к тому, чтобы купить красный дом - мечту каждого финна - и жить там счастливой семьей, как с обложек рекламных проспектов. Наверное, этим поверхностным литературным экскурсом нельзя объяснить, почему финны живут для себя в своей стране и потому хотят, чтобы у них тут все было чисто и уютно. Нельзя этим объяснить и то, почему у них никогда не было и скорее всего не будет своего Достоевского. Но одно точно – и в жизни, и в литературе Россия не Финляндия, а Финляндия - не Россия.
Почему Россия не Финляндия - на примере литературы
ПО ТЕМЕ