«Большинство выходцев из России, требующих политического убежища, — это этнические чеченцы», — рассказывает доктор Сюзанна Брунарска (Zuzanna Brunarska), специалист Института исследования миграции (Польша). В Польше, по данным Евростата, около 84% просителей политического убежища — это граждане РФ.
«Учитывая географическое положение Польши, неудивительно, что мы оказываемся «первой остановкой» для бегущих с востока. Более того, из Чечни в Польшу люди едут уже несколько лет, так что, возможно, уже сложились какие-то социальные группы. Тем не менее, Польша — это, как правило, транзитная страна на пути в Западную Европу», - говорит госпожа Брунарска.
Больше всего просителей убежища на территории ЕС приняла Швеция (5,7 тысячи человек на миллион жителей), Мальта (5,3 тысячи), Австрия, Люксембург, Венгрия и Бельгия. Всего в 2013 году политического убежища на территории Евросоюза запросили 435 тысяч человек.
В прошлом году активизировалась еще одна категория русских — представители нетрадиционной сексуальной ориентации. В ноябре 2013 году ЕС постановил, что гомосексуалисты — это особая группа, которая может рассчитывать на политическое убежище из-за преследования на родине. Сколько таких людей из России уехало в ЕС — неизвестно, но тенденция есть. Эту информацию публикуют международные правозащитные организации, а нам ее подтвердил Николай Алексеев, руководитель интернет-проекта по защите прав секс-меньшинств. Он сообщил, что сам знает очень много подобных случаев, причем люди уезжают и из Москвы, и из Петербурга, и из других регионов. «Думаю, счет идет на сотни», - говорит господин Алексеев. Причем, по его словам, представители нетрадиционной ориентации скорее всего пользуются сложившимися обстоятельствами, чтобы эмигрировать в ЕС, где у России уже сложилась репутация «гонителей геев». Несмотря на принятый скандальный закон, каких-либо серьезных притеснений по отношению к гомосексуалистам нет, давление могут почувствовать только те, кто проявляет политическую активность, публично отстаивая свои права.
Большинство же просителей убежища, как считает Александр Верховский, директор информационно-аналитического Центра "СОВА", — это обычные люди, которые хотят уехать из России. Причем, учитывая то, что с 2008 года радикального ухудшения экономической ситуации не произошло, люди недовольны скорее политическими реалиями.
Есть, конечно, и неординарные случаи. Так, например, в начале марта карельские информагентства рассказали про члена партии «Единая Россия», который собрался просить политического убежища в Финляндии. Это фермер, у которого возник конфликт с местными властями. Впрочем, неизвестно, состоит ли он в партии до сих пор и реализовал ли свое намерение.
И, разумеется, жизнь на новой родине далеко не всегда складывается безоблачно. К примеру, международная правозащитная организация Amnesty International регулярно критикует Финляндию за плохое обращение с просителями политического убежища. По данным Amnesty, людей в нарушение международных обязательств селили в изоляторах временного содержания. Финские власти также критикуют за решение возвращать людей в страны, где они могут подвергнуться пыткам или жестокому обращению.