Приутихшая на время борьба депутатов со СМИ за нравственность готова вновь разразиться. На рассмотрение Госдумы внесены поправки к ст. 4 закона «О СМИ», согласно которым изданиям запретят пропагандировать культ насилия, эгоизм, социальный паразитизм, а также «неуважительное отношение к сексуальным функциям». Дабы не распространять опасные программы, депутат Олег Михеев предлагает показывать равное количество негативной и позитивной информации.
Разработчиком документа стал эсер Олег Михеев. Согласно опубликованному тексту законопроекта, он предлагает считать злоупотреблением свободой слова пропаганду в СМИ «эгоизма», жестокости, «культа насилия» и «социального паразитизма». По мнению кандидата политических наук Михаила Петрова, самой сложной формой социального паразитизма является «бюрократическая», при которой эффективность госаппарата падает, а затраты на его содержание растут.
Согласно проекту Михеева, злоупотреблением также будет распространение материалов, пропагандирующих «сексуальную распущенность», «легкомысленное или неуважительное отношение к сексуальным функциям» и их «реализации», а также «несоблюдение ценностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации».
Как отмечает депутат в пояснительной записке, негативное влияние на аудиторию из-за «использования образов, эксплуатирующих интерес к сексу и (или) сексуальным функциям, пропагандирующих эгоизм, социальный паразитизм, сексуальную распущенность, отношение к женщине или к мужчине исключительно как к половому партнеру» очевидно. «Это воздействие на потребителя имеет различные последствия - начиная от аварии из-за просмотра красивой фигуры девушки на рекламном щите, стоящем у дороги, и заканчивая формированием потребительского отношения к женщине», - пишет Михеев.
Тех, у кого могут возникнуть резонные вопросы, что подразумевает депутат под «сексуальными функциями», в пояснительной записке он отправляет к указу Минздравоохранения 2003 года «Охрана репродуктивного здоровья работников». Из текста приказа следует, что «сексуальные функции» - это «психические и физические функции, связанные с половым актом, включая стадии возбуждения, подготовки, оргазма и разрешения».
Закон предлагает считать незаконным распространение в СМИ материалов, не содержащих «существенных сведений о повествующих событиях, явлениях и фактах, если при этом искажается смысл информации» и ее потребители «могут быть введены в заблуждение». Запретить, по мнению депутата, следует и публикации, достоверность которых «не была проверена адекватными для их содержания методами». Также, по мнению Михеева, при распространении информации СМИ следует запретить «лингвистические, психологические и психические приемы», с помощью которых «оказывается воздействие» на сознание потребителей, а также оказывающих вредное влияние на здоровье аудитории или способных предопределить отношение аудитории «без соответствующего анализа и оценки».
Помимо запретов, в законопроекте расписано и процентное соотношение типов программ. Так, теле- и радиокомпании, в учредителях которых числится государство, не менее 25% своего вещания должны будут транслировать образовательные программы. По 15% эфирного времени должны быть отданы под культурно-просветительские и публицистические проекты. Еще 10 % предполагается отдать вещанию для детей. Эти нормы не касаются госканалов с четко выделенным направлением деятельности: образовательным, культурно-просветительским, информационным, спортивным, детским, религиозным - но только при условии, что ток-шоу и телевизионные сериалы не будут занимать более 10 % эфирного времени.
А «объем информации, направленной на возникновение у потребителя информации отрицательных эмоций (страх, злоба, негодование и проч.), не должен превышать объем информации, направленной на возникновение у потребителя положительных эмоций (радость, гордость, чувство защищенности, сопричастности, удовольствия и проч.)». Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, поправки необходимы для того, чтобы «ограничить потребителя от информации, деструктивно влияющей на его личность, порождающей чувство страха, безысходности и безрезультативности его действий» и одновременно внедрить в его сознание конституционные ценности и идеи духовного и нравственного развития.
Примечательно, что поправки были подготовлены еще в конце марта, в разгар скандала вокруг «Московского комсомольца», опубликовавшего материал «Политическая проституция сменила пол», в котором речь шла о политической карьере депутатов от «Единой России» Ирины Яровой, Ольги Баталиной и Екатерины Лаховой. Тогда обидевшиеся единороссы, решившие вступиться за честь женщин, пригрозили главному редактору издания Павлу Гусеву расправой. А уже 20 марта группа представителей «ЕР» пожаловалась генпрокурору Юрию Чайке и главе МВД Владимиру Колокольцеву, отметив в письмах, что «МК» «в каждом номере публикует рекламные объявления», в которых «под видом отдельных услуг по развлечению и отдыху» рекламируются «услуги сексуального характера и содержатся контактные телефоны проституток или их непосредственных сутенеров».
Одними письмами дело не закончилось. 15 апреля единоросс Сергей Железняк внес на рассмотрение Госдумы законопроект, по которому размещение объявлений в СМИ, носящих интимный характер, будет караться административными штрафами. В частности, физическим лицам, разместившим объявления, грозит штраф в размере от 2,5 до 5 тысяч рублей, должностным – от 5 до 10 тысяч рублей, а с юридических лиц могут взыскать от 10 до 100 тысяч рублей. Помимо непосредственно Железняка, в разработке документа приняли участие упомянутые в статье Лахова и Баталина.
«В настоящее время многие печатные средства массовой информации допускают размещение на своих страницах объявлений физических и юридических лиц об организации досуга, предоставлении апартаментов, саун, массажа, обеспечении сопровождения, показе стриптиза и иных услугах», - отмечается в пояснительной записке. Как кажется авторам законопроекта, «эти объявления являются завуалированной формой объявлений об оказании сексуальных услуг», а издания, разместившие эти объявления, «способствуют распространению правонарушений».
По мнению журналиста Виктора Резункова, оба законопроекта направлены на борьбу за нравственность, однако их главная ошибка состоит в том, что основным инструментом в этой борьбе является запрет. «Этот метод давно устарел. Он устарел еще в СССР. И как инструмент, запрет не работает. Но, к сожалению, руководство нашей страны до сих пор к нему прибегает, потому что они сами вышли из тех времен, когда этот метод еще работал», - отмечает он. При этом, считает Резунков, власть может с помощью данного закона как-то справиться с поставленными в законе задачами, однако для этого его придется слишком активно применять, что вызовет неудовольствие в обществе.
Ольга Мясникова,
«Фонтанка.ру»