Дело Марианны Гринь, вызвавшее в Петербурге дипломатический скандал, в четверг 12 апреля закончилось в Дзержинском районном суде неожиданным определением: судья отказалась лишать родительских прав отца-американца и подчеркнула, что решение должен принимать итальянский суд. Который, напомним, на время бракоразводного процесса отдал супругу Марианны единоличную опеку над их четырьмя детьми. Суд в Петербурге не стал довольствоваться российским гражданством истицы-матери, а дал ясно понять, что наша страна намерена соблюдать международные правовые нормы.
Об этой семейной драме "Фонтанка" писала 22 марта. Но тогда подобного исхода дела не ожидал никто. До 12 апреля заседания по иску Марианны Гринь об определении места жительства детей с ней, а не с мужем, о взыскании алиментов с гражданина США Майкла МакИлрота и о лишении его родительских прав несколько раз откладывались (то из-за неявки прокурора, то по болезни представителей органов опеки). Приезжавший в суд американец Майкл МакИлрот выражал крайнее нетерпение и досаду. Его жена (их развод в Италии ещё не оформлен) Марианна Гринь, напротив, уходила со спокойной улыбкой. Никто ведь не сомневался, что рано или поздно, но решение будет в её пользу. Судья – женщина, истица и её дети имеют российские паспорта, хоть и в пару к американским. Какие вопросы?
Фактически исход дела определил ответ из Италии, полученный по запросу Дзержинского суда. В бумаге сообщалось, что "в производстве суда города Флоренции… находится гражданское дело № 11056/09 о расторжении брака между МакИлротом М. и Гринь М. А., возбуждённое в октябре 2009 года по заявлению МакИлрота Майкла". В своём иске МакИлрот, в частности, просил суд определить место жительства детей с ним и назначить размер алиментов. Если бы флорентийский суд уже вынес решение, в России можно было бы требовать его исполнения, как это предусмотрено действующей с 1979 года Конвенцией о взаимной правовой помощи по гражданским делам, подписанной обеими странами. Но в Италии бракоразводные процессы длятся годами, и не столько из-за давления католических традиций, как принято считать, сколько потому, что по закону там все разногласия между супругами следует разрешить до развода. Этим и воспользовалась Марианна Гринь (адвокат с дипломом Гарварда), подавая иск в российский суд. Вероятно, она предполагала, что в России решение будет принято быстро и станет обязательным к исполнению в Италии.
Марианна просчиталась. Судья Лавриненкова тоже учла упомянутую конвенцию. Поэтому в определении Дзержинского суда сказано: "…спор о расторжении брака… находится на рассмотрении суда города Флоренции, Италия, с октября 2009 года, т. е. до принятия к производству искового заявления Гринь М. А. Дзержинским районным судом Санкт-Петербурга. Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что судом города Флоренции было принято к производству и находится на рассмотрении гражданское дело о расторжении брака, предметом которого также являются вопросы об определении места жительства детей и взыскании алиментов, т. е. спор между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Рассмотрение Дзержинским судом Санкт-Петербурга настоящего искового заявления Гринь М. А. может создать ситуацию, когда два судебных разбирательства… могут иметь своим результатом два противоположных по содержанию и взаимоисключающих судебных решения, принятых судами разных государств".
Что касается требования Марианны Гринь лишить супруга родительских прав "в связи со злостным уклонением от уплаты алиментов, жестоким обращением с детьми, в том числе осуществлением физического и психического насилия над ними", то к таким мерам суды прибегают "только в случае виновного поведения отца". А вина господина Майкла МакИлрота не доказана. Марианне Гринь предложено обращаться в суд по месту жительства супруга – во Флоренции.
Обратиться в суд Флоренции Марианна не может. В июне 2011 года этот самый суд принял решение о передаче единоличной опеки над детьми на время бракоразводного процесса отцу, Майклу МакИлроту. А заодно наложил запрет на вывоз детей за границы Италии. Через 2 месяца Марианна Гринь, пользуясь тем, что дети вписаны в её российский паспорт, тайно вывезла их в Россию. Они летели через Хорватию, в которую летом российские граждане въезжают без виз, поэтому проблем на границе не возникло.
Майкла МакИлрота невозможно обвинить и в злостном уклонении от уплаты алиментов. Хотя бы потому, что бракоразводный процесс не окончен и алименты не назначены. Но главное не это. Итальянский суд отдал детей ему, и тут большой вопрос, кто кому должен платить алименты. Решение о единоличной опеке отца над детьми временное – на период бракоразводного процесса, но по нему можно понять, каково будет окончательное. Особенно – с учётом последних поступков матери.
Как уже писала "Фонтанка", в России Марианна отдала сыновей и дочку в благотворительные приюты для детей из проблемных семей, что повергло в шок их отца. На днях "Фонтанке" стали известны новые подробности: выяснилось, почему у органов опеки до сих пор не возникало вопросов. По словам знакомых Марианны Гринь, узнав о предстоящем визите чиновников, она будто бы привозит детей в квартиру приятеля на Невском проспекте и предъявляет великолепные условия их жизни. Потом – обратно в приют. Люди, рассказавшие об этом "Фонтанке", попросили пока не называть их имен, но заявили, что готовы в случае необходимости подтвердить свои слова в суде.
Вину Майкла МакИлрота в домашнем насилии его супруге тоже теперь вряд ли удастся доказать. Как уже писала "Фонтанка", многочисленные обвинения не подтверждались в итальянских судах, но оставалось самое серьёзное - в том, что отец якобы сломал руку старшему сыну. В конце марта суд во Флоренции отклонил и эту жалобу Марианны Гринь: полицейское расследование опровергло её обвинения. Выяснилось, что после встречи с отцом возле школы (той самой, во время которой папаша якобы так схватил сына за руку, что сломал кость) мальчика домой подвозила учительница. Она показала, что сдала ребёнка с рук на руки матери, при этом парень был здоров. И только через 4 часа Марианна привезла сына в травмпункт со сломанной рукой и заявила, что это – последствие нападения отца.
Комментируя определение суда, Майкл МакИлрот признался "Фонтанке": "Я счастлив и шокирован". Впрочем, его адвокаты советуют ему не радоваться раньше времени: Марианна наверняка попытается оспорить решение, и всё будет зависеть от того, как станет толковать международное законодательство и как оценит интересы детей Горсуд.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"