На недавнем фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге Филипп Янковский был членом жюри – тут ему пришлось оценивать, в частности, картину «Долина роз», где снималась его жена Оксана Фандера. В интервью "Фонтанке" 42-летний режиссер и актер рассказал о фильме, где он снимется с Машей Мироновой, и о книге, которую напишет об отце, о том, как сыграл князя Юсупова в фильме «Распутин», и о том, будет ли он еще снимать в кино боксера Николая Валуева.
- Филипп, вы впервые попробовали себя в роли члена жюри кинофестиваля. Не пожалели об этом? Ведь это трудная и не самая благодарная работа – оценивать фильмы коллег, друзей и даже родственников?
- Я очень люблю фестиваль в Выборге. В 2008 году мой фильм «Каменная башка» получил здесь главный приз «Золотая ладья». И когда меня позвали в жюри, я с радостью согласился. Конечно, дело тяжелое – за неделю отсмотреть 15 - 20 новых фильмов, но это же очень интересно. Ведь есть очень достойные работы, причем режиссеров-дебютантов. 30 - 40 лет – отличный возраст для поисков, экспериментов.
- Да, но проблема в том, что российские фильмы широкий зритель, кроме как на фестивалях, почти нигде не видит. Вот смотрите: в августовском прокате в кинотеатрах представлены 50 западных фильмов и только два отечественных. Самый успешный из них, «Мишень» Александра Зальдовича, не собрал в прокате и ста тысяч долларов!
- Об этом говорить так сложно. Фильмы - призеры фестивалей все-таки выходят в прокат: пусть небольшим количеством копий, в каких-то специальных кинотеатрах, но, тем не менее, они появляются. И те, кто интересуется, следит, – они, конечно, эти фильмы увидят. Что касается большого проката, тут как во всем мире. Мы - не исключение. Весь мир смотрит американское кино. Они умеют не только создать привлекательный продукт для зрителя, особенно молодого, но и ярко рекламировать его. У нас это все еще не очень хорошо получается.
- Но вот ваш фильм «Каменная башка» с Николаем Валуевым и Оксаной Фандерой, собравший в прокате около миллиона долларов, нашел ведь путь к широкому зрителю.
- С точки зрения коммерции, в принципе, да. «Каменная башка» - это все-таки драма, достаточно сложный фильм. И для такого жанра он достаточно удачно прошел в кинотеатрах, затем был хорошо продан на DVD, и по телевизору его с удовольствием смотрят зрители. Много теплых отзывов – и зрителей, и критики. В эпоху очень быстрого проката эта картина получилась долгоиграющей. Многие открывают ее со второго раза, было несколько ТВ-показов. Так что мне грех жаловаться.
- Помнится, на премьере «Башки» в Петербурге вы говорили, что были бы рады возможности еще поработать с Николаем Валуевым как с актером.
- Николай - очень интересный человек, для кино очень фактурный. Единственное, что в силу своих габаритов не для всех сценариев подходит. Для «Каменной башки» подходил просто идеально, а в бытовой картине или мелодраме найти ему достойное применение, согласитесь, трудно.
- А то, что Валуев сейчас уже не чемпион мира, для вас имеет значение?
- Я его как человека люблю. Он большой, добрый и трудоспособный. Мне даже лучше, что он не занимается спортом. Действующего чемпиона очень тяжело вытащить из тренировочного процесса, а ведь в «Каменной башке» у него было больше тридцати съемочных дней. Мы и теперь с Колей созваниваемся, приятельствуем. Я бы с удовольствием с ним поработал. Его фактура может великолепно заиграть не только в боевиках и драме, но и в таком жанре, как сказка. Валуев - настоящий былинный, сказочный персонаж.
- Вы находитесь в расцвете режиссерских сил и лет. Почему же после 2008 года не снимаете новых фильмов?
- Это не новость, у меня умер отец, он сильно болел. Так что мне было не до кинопроцесса. Два года уже прошло, мы сделали отцу памятник на кладбище. А в рамках фестиваля «Черешневый лес» мы с партнером и другом отца Михаилом Кушнеровичем организовали Премию имени Олега Ивановича Янковского.
- А книгу об Олеге Янковском не напишете?
- Я написал несколько глав под названием «Все о моем отце» - для сборника, который уже вышел. А теперь собираюсь к его 70-летию, через три года, написать более подробные воспоминания, пересмотреть архивы, фотографии. У меня сохранилось очень много интересных и уникальных фотографий, материалов, из которых можно сделать книгу или альбом. Еще я задумал документальный фильм об отце, но, может быть, не как режиссер, продюсер, а просто – как художественный руководитель. На фестивале в Выборге я очень хотел посмотреть программу неигрового кино, но просто не успел. Однако дирекция фестиваля обещала самое интересное собрать для меня на DVD, я потом внимательно посмотрю и найду какого-то талантливого человека, с которым мы вместе сможем к 70-летию отца подготовить фильм.
- А о новой игровой картине вы еще не думаете?
- У меня сейчас несколько интересных проектов в разработке. Пока снимаюсь как актер - я ведь окончил Школу-студию МХАТ. В сентябре начну сниматься в Грузии. Молодой режиссер Резо Гигинешвили написал интересный сценарий, состоящий из новелл. Помните, грузинское кино было у нас любимым. И тут интересная фактура, неожиданные драматургические ходы, у меня прекрасный партнер – Маша Миронова. Одно удовольствие с ней сниматься. В разных новеллах там играют Инна Чурикова, Олег Басилашвили, много грузинских актеров. Здорово, что для кино и сейчас нет границ.
Не так давно снялся в Петербурге - в «Распутине» с Жераром Депардье, у меня там вторая роль, Феликса Юсупова. Когда я в костюме князя переступил порог дворца Юсупова, то директор музея воскликнула: «Барин вернулся!» Я получил огромное удовольствие от работы с Жераром. Прекрасный актер и партнер потрясающий, человек очень колоритный. И вообще команда собралась прекрасная: Костя Хабенский, Володя Машков, Ксюша Раппопорт… Интересно было наблюдать, как русские актеры взаимодействуют с французскими коллегами.
- Да, но неужели вы считаете, что французы могут снять достойный фильм о таком сложном периоде русской истории? Вот Евгений Миронов отказался от участия в этом фильме, опасаясь, что будет клюква на темы Распутина.
- Знаете, мне интересно уже то, что такой большой актер, как Жерар Депардье, изъявил желание сыграть столь сложную и противоречивую фигуру, как Распутин. У Элема Климова в «Агонии» была задача снять фильм об историческом процессе, а «Распутин» у Депардье - немножко другая картина, полегче. Но, в любом случае, очень интересная.
- Депардье рассказывал, что видел фильм Климова, и ему показалось, что там Распутин в исполнении Алексея Петренко много «шумит», машет руками, всех пугает.
- Петренко и Депардье в актерском плане очень разные. Посмотрим, что у Жерара получился. Но я очень рад, что судьба свела меня с ним. Он очень любит русскую культуру, мечтает сыграть Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании». В «Братьях Карамазовых» хочет сыграть. Говорил мне еще, что думает про образ Пугачева в «Капитанской дочке». Мы с ним поддерживаем отношения, Жерар сейчас снимается в четвертом «Астериксе и Обеликсе». А потом хочет сделать еще один совместный проект с русскими - либо про Пугачева, основанный на «Капитанской дочке», либо все-таки «Преступление и наказание». Если «Преступление» - значит, опять приедем в Петербург.
- У фильма «Распутин» будет российский прокат?
- Думаю, «Распутин» может иметь успех и у нас, и на Западе. Потому что у нас очень хорошие актеры, у нас прекрасная натура. Кстати, в России, от Калининграда до Владивостока, есть что снимать. В Европе уже каждый угол, замок, церковь по сто раз отсняли, поэтому, мне кажется, киноиндустрия вскоре в Россию нагрянет.
- Филипп, что-то мне никогда не доводилось слышать вашего мнения о вопросах политической, социальной жизни… Вы - человек подчеркнуто неполитизированный?
- Я член Союза кинематографистов – это единственная организация, где я состою. А политика, общественная жизнь меня не очень привлекают. От меня больше пользы непосредственно в той деятельности, которой я обучался, – в кино.
- А своей кинокомпании, своего кинобизнеса, как у того же Федора Бондарчука, у вас нет?
- Мы дружим с Федором Сергеевичем с детства. Он - другой знак зодиака, у нас разные активности. Мне посчастливилось работать с Сергеем Мелькумовым, Никитой Михалковым, Сергеем Сельяновым. Это интересные и талантливые продюсеры с очень хорошей организацией внутреннего и внешнего кинопроцесса, и на этом фоне делать что-то свое мне не интересно. Это отнимет много энергии, времени. А мне опять стало интересно сниматься и снимать, меня и на сцену приглашают. Кстати, последний раз я играл на сцене в Школе-студии МХАТ, когда мы заканчивали курс Олега Павловича Табакова. Тогда мы играли с Вовой Машковым большой спектакль «Матросская тишина».
- Скажите, насколько велик актерско-режиссерский клан Янковских? Время от времени я натыкаюсь на очередного Янковского и не понимаю, то ли однофамилец, то ли родственник? Например, Николай Валуев снялся еще и в фильме «Схватка без правил» у режиссера Виктора Янковского.
- С Валуевым – просто совпадение, Витя Янковский - не наш родственник. А вообще-то, семья у нас большая. У отца есть два брата – дядя Слава, замечательный актер из Минска, а также Николай – он в Саратове, не актер, но имеет отношение к искусству. У дяди Славы два сына – Игорь и Володя. Володя живет в Минске, тоже делает картины, телевизионные фильмы. Не знаю, клан это, не клан, но семья большая, и естественно, мы поддерживаем отношения… Кто-то мне рассказывал такую байку – не знаю, верить или нет: и в театре «Ромэн» много Янковских. В 1970-е годы не у всех там были фамилии. Надо было раздавать какие-то фамилии, а Янковский тогда еще так не звучала, как сейчас, отец только начинал… И вот цыганские актеры брали фамилию Янковский, просто потому, что красиво звучит.
- Свою родословную вы глубоко знаете?
- Два-три колена знаю, а потом не очень. Вот сейчас, когда буду заниматься книгой или альбомом об отце, еще вникну и узнаю какие-то моменты. Но такого древа, начиная от Рюриковичей, у нас нет. Просто мы этим не занимались.
- А ваши сын и дочь продолжат актерско-режиссерскую династию?
- Иван учится в РАТИ на актерско-режиссерском факультете у Сергея Женовача – еще два года впереди. Я хожу к нему на прогоны, очень интересный курс. Вообще, мне очень нравится творческий процесс, который Женовач в их души закладывает. Способности у Ивана есть, и не только генетические, есть желание дальше трудиться… Лиза пока учится в школе, еще год остался. Посмотрим, пойдет ли она в актрисы. Мы с Оксаной хотим, чтобы она сама приняла решение – будет пробоваться или нет. Это ведь очень сложная работа – быть актером, режиссером, быть на виду. Я был бы доволен и рад, если бы она выбрала другой путь. Занялась бы фундаментальной наукой или чем-то еще… Но не в кого.
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего