Губернатор Валентина Матвиенко практически последней среди коллег получила партийный билет «Единой России». Еще совсем недавно градоначальница упорно отказывалась от посулов партии власти юридически оформить с ней отношения. Но теперь позиция поменялась на диаметрально противоположную. Что могло повлиять на это?
«Любовь» «Единой России» и губернатора Матвиенко похожа на «многосерийную мыльную оперу». Этот затяжной роман начался еще в 1999 году, с блоков «Отечество – Вся Россия» и «Единство». Валентина Ивановна явно тяготела больше к «Отечеству», которое возглавлял ее бывший начальник экс-премьер Евгений Примаков, позвавший ее в свое правительство поднимать «с кризисных колен» отечественную социалку.
Позже Примаков поддержит ее и еще одного своего бывшего зама – Вадима Густова - в борьбе за кресла губернаторов Питера и Ленобласти. Если кто не помнит, губернаторов тогда выбирало население прямым и тайным голосованием. Поддержал ее и Владимир Путин, с которым у нее уже давно сложились теплые отношения.
Правда, во время первого выдвижения Валентины Матвиенко тогдашний глава государства сделал это непублично. Но зато во время ее второго пришествия весь город был обвешан плакатами, на которых они были изображены рядом.
Но тогда Валентина Ивановна предпочла оставаться беспартийной. Хотя ее коллеги по губернаторскому цеху, например, глава соседней Ленинградской области Валерий Сердюков, уже вовсю писали заявления в «Единую Россию». Второй раз вопрос о партийной принадлежности губернатора встал в далеком 2005-ом году. Тогда партии, победившие на региональных выборах, формально получили право принимать участие в консультациях по выдвижению кандидатов в губернаторы. После же слово оставалось за полпредами и президентом. Но и тогда Матвиенко сказала: «Нет». «Я думаю, что не стоит суетиться никому ради того, чтобы быть назначенным на тот или иной пост, срочно вступать в ту или иную партию», - заявила тогда она журналистам и подчеркнула, что работает со всеми партиями на равных.
Вновь вопрос о членстве в партии встал перед последними выборами в Госдуму. Тогда Матвиенко предложили возглавить региональный список «Единой России» (ранее аналогичные предложения звучали и на выборах в ЗакС, но тогда ей удалось отказаться) Она согласилась, правда, без особого рвения. Предполагалось, что Борис Грызлов должен был быть в федеральной тройке. Но, как это принято в Кремле, в последний момент все переписали, и партию к победе на выборах повел Владимир Путин. Грызлова же переместили в Петербург. Валентине Ивановне пришлось довольствоваться в петербургском списке лишь вторым местом. Тогда много говорили, что губернатор Петербурга должна определиться со своей партийной принадлежностью, но она вновь отказалась это сделать. Некоторые политологи уверяли, что одной из причин было ее перемещение по списку.
Логика губернатора была понятна. Она проводила аналогию с главой государства, который у нас как было уже много раз сказано: президент всех россиян, а не отдельно какой-либо партии. Так и Матвиенко хотела казаться в глазах населения губернатором всех горожан. Тем более, что еще оставались главы регионов – не члены партии власти. Правда, их осталось единицы: Никита Белых в Кировской области, Олег Чиркунов в Пермском крае, Николай Максюта в Волгоградской области.
Любопытно, что тема вступления градоначальницы в партию уже перестала, было, волновать политических аналитиков. Все уже свыклись с мыслью, что партийный билет не будет обременять ее карман. И тут такой сюрприз! Теперь «Единая Россия» обрела нового vip-члена, а Валентина Ивановна в рядовых партийцах пробыла недолго. Не прошло и суток, как она, в компании деятелей культуры, вошла в высший совет единороссов.
Теперь спикер ЗакСа и по совместительству главный петербургский «медведь» будет счастлив. Его давняя мечта – выдать партбилет губернатору – сбылась.
Алексей Яушев, для «Фонтанки.ру»