Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Фестиваль в «Манеже»: искусство или ИКСУВТСО?

Фестиваль в «Манеже»: искусство или ИКСУВТСО?

422

В «Манеже» проходит VII международный фестиваль экспериментального искусства и перфоманса. Несмотря на вечные проблемы с финансированием и злополучной таможней, фестиваль получился легким и веселым, живым и не укладывающимся ни в один модный формат. Здесь каждый делает, что хочет: японец Кацу Янаги создает на глазах у публики живописные холсты, англичанка Моника Кох втягивает зрителей в страстное танго, петербурженка Ирина Дудина клеймит позором олигархов, а финская художница Паула Саммела заманивает посетителей в темную комнату…

Проблемы с таможней преследуют манежных кураторов. На недавнюю Балтийскую биеннале через границу не пропустили работы польских художников. А до нынешнего фестиваля не добрались итальянцы, из-за чего «Манеж» оказался наполовину пустым. Устроитель фестиваля Лариса Скобкина рассказывает почти кафкианские сюжеты, связанные с оформлением бесчисленных бумаг для таможни: « Соберешь чуть не сотню различных бумажек, принесешь и слышишь в ответ, что чего-то не хватает. Именно так: не конкретно, а чего-то…» Так что до Питера доехали те художники, которые отправились в дорогу налегке, с одной сумкой, с видеопроектами. Марина Колдобская, директор петербургского филиала Центра современного искусства, призналась, что «давно плюнула на битвы с таможней» и устраивает выставки, «привозя либо компьютерные диски, либо живых художников».

На этот раз привезла на фестиваль японского перфомансиста Кацу Янаги. Для устройства действа ему почти ничего не надо, кроме «энергии космоса» и «энергии окружающих людей». А на это запреты таможни пока не распространяются... В «Манеже» Кацу показывает перфоманс, заключающийся в создании на глазах у изумленной публики живописного холста. Выглядит достаточно эффектно, потому что художник хорош собой и двигается красиво, и музыка, которая сопровождает перфоманс, завораживает, да еще и маленькая японская балерина на подтанцовках.

Если же вы избегаете энергетического вампиризма, советую предпочесть танц-театр знаменитой англичанки Моники Кох. Для нас она уже как родная. Ведь Моника приезжает практически на все биеннале и фестивали современного искусства. На этот раз приехала с ансамблем танца. Но ей этого мало, и Моника втягивает в свои перфомансы публику. Петербуржцы, люди довольно скованные и интровертные, с трудом, но поддаются на провокации, превращаясь из пассивных созерцателей в активных участников. А в последний день фестиваля Моника и вовсе грозит устроить всеобщее танго, во время которого перфомансисты и зрители должны слиться в страстных объятьях…

Финская художница Паула Саммела, которая провисела под потолком «Манежа» все дни работы Балтийской биеннале (таков был ее перфоманс, который поразил самого директора Эрмитажа – г-н Пиотровский не мог поверить, что висит не кукла, а живая девушка!) ничуть не устала. Только теперь ставит таинственные эксперименты над добровольцами из публики, которых ждет в специально выгороженной в зале темной комнатке. Честно признаюсь, я не рискнула примкнуть к числу испытуемых, лучше уж пусть энергию берут или танго заставляют плясать…

Вспоминая предшествующие фестивали и биеннале, замечу, что художники стали более серьезными, их меньше привлекает эпатаж, больше - философия. В былые времена, помнится, один финский художник добирался из Финляндии на фестиваль на лыжах (в разгар пусть северного, но лета). А сколько было желающих устроить публичный стриптиз! Не очень симпатичная художница, раздевшись догола, яростно била кувшины, протестуя против не помню уж чего. А парень из Англии решил изобразить одного из Диоскуров, украшающих портик «Манежа», и совершенно голый гордо прошел с белой лошадью через весь зал… Теперь эти безумства уже - история.

Рассматривая инсталляции и арт-объекты, корреспондент «Фонтанки» пришел к выводу: важнейшим из искусств в России по сей день остается литература. «У нас ничего нет, кроме слов»,- написано на висящих на бельевых веревках белых футболках. Чистосердечное признание, сделанное известным семейным и творческим дуэтом Петербурга поэтом Тамарой Буковской и художником-графиком Валерием Мишиным, могло бы стать эпиграфом фестиваля. А, может, и не только фестиваля, но и жизни в современной России в целом. Пустое плесканье слов в эфире и на бумаге, как газетной, так и глянцевой, неконтролируемый словесный поток в Сети, обещания политиков, которые никогда не выполняются… Как это все достало!

Ирина Дудина, известная петербургская поэтесса и журналистка, тоже не смогла обойтись без слов, которые дополняют сюжеты, изображенные на ее ковриках в стиле пэч-уорк (лоскутная техника). Смысл сводится к обличению олигархов, завладевших российскими недрами, которые должны принадлежать народу. На одном коврике изображена толстая розовая баба с большой грудью (видимо, Россия?), к которой приникли два невзрачных мужичка (это уж точно – олигархи!). На одной роскошной груди написано - НЕФТЬ, на другой - ГАЗ. Просто и доходчиво.

Алексей Варсопко тоже использовал в своем проекте слова. Точнее, одно слово из девяти букв. Оно выведено крупными буквами на стене в аванзале: ИКСУВТСО. Поначалу не замечаешь, что порядок букв перепутан. В пояснительном тексте тоже все слова начертаны, будто писал больной дислексией. Впрочем, согласно результатам исследований английских ученых, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове, главное, чтобы первая и последняя стояли на месте. Читая, мы воспринимаем не отдельные буквы, а слово целиком. Так же и в искусстве - мелочи не имеют особого значения, важно целое, образ. Как всегда, этот петербургский художник умудряется сделать интересное и нестандартное произведение «иксувтса» буквально из ничего.

Хорош проект «Библиотека Просперо, или Прочтенье стихий и зарождение мифов», что посвящен 444-летию со дня рождения Уильяма Шекспира. Отталкивались художники от распространенного мифа, что Шекспир - всего лишь подставное лицо, за которым скрывается реальный автор самых великих трагедий мировой литературы (варианты ответа: Мария Стюарт, Фрэнсис Бэкон, чета Рэдклифф и другие). Образ волшебника Просперо и его библиотеки, которой он дорожит больше, чем властью и титулом, заимствован из шекспировской «Бури». Второй источник вдохновения - фильм Питера Гринуэя «Книги Просперо», в котором знаменитый режиссер создает образ своеобразной универсальной библиотеки, охватывающей весь мир в пространстве и времени. «В результате годовой подготовки получилось, что Шекспир остался в проекте лишь своеобразным эпиграфом, историческим камертоном, точкой отсчета, - рассказывает Михаил Погарский. - Взяв из его огромного наследия небольшой эпизод, касающийся книг чародея Просперо, мы попытались придать этим книгам черты реальности, создавая своеобразный миф об этих книгах. Тему и развитие каждой книги ограничивало лишь наше сознание. Благодаря работе художников из разных городов и стран, в Библиотеке Просперо появились книги: Воды, Земли, Огня, Воздуха, Вина, Снега, Сознания, Космоса…»

Мне лично больше всего понравилась работа петербургского художника Михаила Карасика «Книга на фарш»: мясорубка, в которую заправляется книга, а выходят полоски бумаги. Довольно прозрачный намек на чтиво, которое проглатывается и затем вылетает из головы (только ли оттуда?), не оставляя никакого следа.

Сам же фестиваль, несмотря на вечные проблемы с финансированием и злополучной таможней, получился легким и веселым. Пожалуй, можно согласиться со словами Марины Колдобской: «Этот фестиваль - живой, неофициальный, не укладывающийся ни в один модный формат. Здесь каждый делает, что хочет, просто так - для всеобщего удовольствия».

Зинаида Арсеньева,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях