
Октябрь преподнес уникальный случай: сегодня в авторском обзоре свежих музыкальных альбомов Дениса Рубина — только русская музыка. Месяц оказался очень богат на отечественные релизы, в итоге в текст вошли далеко не все новинки, только самые яркие и заметные. Кроме упомянутых в заголовке, расскажем о первой взрослой работе Feduk, очередном метамодернистском полотне ансамбля «Буерак», магическом альбоме hodila izba, очередной реконструкции от группы «КИНО» и, возможно, лучшем альбоме месяца от певицы Рушаны.
Ария. «Когда настанет завтра»
Первый за семь лет альбом «Арии» вышел в день, когда группа отмечает свое сорокалетие. От первого состава, что в целом естественно, остались далеко не все. Но коллектив локомотивом прет по рельсам распевного хэви-метала, в котором уверенно и гармонично сочетаются тяжелый прямолинейный рок, балладная лирика, простые и доходчивые тексты. В общем, песни, под которые можно ритмично погрустить о вечном и почувствовать себя свободным буревестником, реющим над бытовыми обстоятельствами.
Звучит все очень грамотно и в целом находится в русле прежних работ коллектива. Не лучше и не хуже. Но стабильность в данном случае, тем более на протяжении сорока лет, это тот самый признак мастерства.
Feduk. «Веселая музыка»
Сам артист определяет новый альбом как первую по-настоящему зрелую и взрослую работу. Как это сейчас принято у поп-мейнстримовых музыкантов, рано или поздно они обязательно выпускают альбом, посвященный собственным страхам, депрессиям и комплексам.
В соответствии с заявкой, альбом и правда получился более глубоким с точки зрения музыкальных аранжировок. К работе над ним привлечены яркие инди-артисты — Сироткин и «Синекдоха Монток». Но все-таки, как ни пытался Feduk сочинить альбом принципиально не хитовый, в котором акцент был бы смещен с попсовых боевиков на общее минорное настроение, все-таки это ему не удалось и несколько откровенных танцевальных шлягеров здесь есть. При этом, как ни странно, слушать пластинку с интересом смогут не только поклонники музыканта, но и меломаны более широкого профиля.
КИНО. «Молнии Индры»
Когда группа «КИНО» выпустила свой первый альбом без Цоя, это оказалось очень впечатляюще. Музыканты, действительно, круто и убедительно переиграли мощные хиты, заставили их звучать еще более актуально, а заодно показали общественности, что в группе «Кино» важным был каждый игрок. Шли годы, появлялись новые записи.
Очередной альбом, во-первых, в силу того, что снова использовал тот же самый прием реконструкции, а во-вторых, потому что включал в себя менее бодрые песни, все ждали с некоторой опаской. Было страшно, что прием изживет себя и случится неприятное ощущение повтора ради повтора. Но получилось снова хорошо.
В альбом были включены в основном песни романтического нововолнового периода группы «КИНО», в них более явно и выпукло отметили те прототипы, на которые ориентировался ансамбль в молодые годы, — от The Cure до The Smiths, добавили лучших сессионных музыкантов и снова соорудили очень цельное произведение — одновременно современный альбом и путешествие в музыкальную историю великого отечественного ансамбля.
Ленинград. «Поролоновая свадьба»

Кажется, Шнуров решил выпустить программное произведение. Так называют сочинения, которые объединены общей концепцией и драматургией, то есть программой.
Альбом посвящен русской свадьбе — великой и ужасной. Месту битвы любви и пьянства, традиций и современности, романтики и пошлости. Той самой свадьбе, с которой в кино, например, громко заявил о себе режиссер Жора Крыжовников своим фильмом «Горько!». По сути «Поролоновая свадьба» Шнурова — это музыкальный слепок фильма Крыжовникова. Но при этом и нечто большее — словно срез современной русской хтони, который пристально рассматривается через свадебную призму.
Альбом быстрый, ритмичный, электрический, полный дешевого, но плотного диско-звука. Смачный коллаж из Надежды Кадышевой, «Руки вверх!», Boney M и какого-то низкобюджетного электро времен шнуровского сайд-проекта «Ленэнерго».
Как ни странно, при всей своей уже поднадоевшей частушечности и поверхностной актуальности альбом кажется витальным и достойным прослушивания.
Бонд с кнопкой. «Дом»
Крутейшая, одна из самых ярких молодых групп, которая очень быстро стала популярной на инди-поп-сцене, притом почти не засвечиваясь на радарах более взрослого поколения, «Бонд с кнопкой» выпустила сильный и убедительный альбом. Звучит как что-то среднее между «Кармина Бурана» и «Курара Чабана» — помните такую песню в исполнении «Курары», «Сансары» и Кати Павловой?
Романтические хиты, обернутые в хоровые распевки, в которых серьезные темы чередуются с барными гимнами, доказывая, что мир современного молодого человека вмещает в себя мысли и о главном, и о сиюминутном. Неземной голос вокалиста, щедрые аранжировки, полная растрата эмоций — возможно, самое мощное, что сегодня вы сможете услышать на отечественной музыкальной сцене.
Буерак. «Ткстуры»
Если воспринимать творчество «Буерака» с серьезностью, как многие это делали на заре их карьеры, то ничего, кроме разочарования и неудобства, не возникнет. Но если понимать, что коллектив этот работает в контексте того, что называют метамодерном — когда шутка переворачивается дважды и прикол одновременно и остается приколом, и оставляет место для серьезного отношения к себе, — сразу все становится гораздо интереснее.
Незамысловатый и часто небрежный синти-поп, с простыми, но цепкими мелодиями, странноватые тексты, спетые нарочито неумело, — вроде бы абсолютная подделка и детская поделка, но все вместе складывается в романтический атмосферный пазл, точнейший слепок сегодняшнего бытия. Ту самую Текстуру, пусть и без буквы «Е».
Jane Air. «9»
Альбом из девяти песен, а иначе и не могло быть с таким названием, — очередной удачный опыт играть тяжелую, но актуальную музыку, в которой главное — это непосредственно песня с ее лирикой, конфликтом и драматургией.
При этом, в отличие от многих коллег по цеху, Jane Air не делает простых и прямолинейных историй. Здесь в каждой песне всегда есть место необычному сдвигу, неожиданному ритмичному или музыкальному ходу. Группа легко играет со стилями и при необходимости использует любые жанры, которые позволяют достичь нужного эмоционального результата. Возможно, странная ассоциация, но именно этот альбом напомнил творчество великих Smashing Pumpkins. Тот же навык играть со стилями, оставаясь верными единой генеральной линии, то же естественное сочетание напористых боевиков и оголенной лирики, и даже одна из песен, «Верните мне мой 1997-й», как оммаж похожему по духу и букве треку «1979» от знаменитых американцев.
Hodila izba. «Где же ты, Иванька?»
Электронно-джазово-фольклорный проект крутых московских музыкантов и нежных московских актрис изначально задумывался как модный и тусовочный фьюжн, использующий народные мотивы и превращающий их в модный тренд.
Но на последнем альбоме hodila izba ушли дальше и стали копать глубже. Они стали исполнять мистический ритуальный, воздушный и страшный одновременно неофолк — все еще стоящий на русском народном фундаменте, но все более напоминающий самые лучшие образцы культового лейбла «AD» — Miranda Sex Garden, трио «Былгарка» и даже, извините если что, Dead Can Dance. Впечатляющая творческая трансформация.
Рушана. «Вот-вот»
Певица, которая дошла до финала шоу «Голос» благодаря продюсерству Сергея Шнурова, всем почти казалась странной артисткой с непонятной концепцией. Относительно слабый и слишком самобытный голос, отсутствие «чуйки на попсу» — все говорило о вероятности полного забвения.
Но Рушана отправилась в самостоятельное путешествие и тихо-незаметно для всех нащупала нечто совершенно уникальное. И как закономерный итог — последний альбом, продюсером которого выступил прекрасный инди-артит Антон Малинен и который все вокруг называют новым Portishead, а иногда и Radiohead. И действительно, не ошибаются.
Инди-фолк с трепетным и нездешним голосом, странные детские мелодии, которые вдруг могут остановиться вообще или превратиться в совершенно другую музыку или — и это происходит чаще всего — взрываются гимнообразной кодой, достойной исландцев вроде Mum или Sigur Ros. Кажется, наконец практически на излете 2025 года мы нашли лучший его альбом.
Денис Рубин, специально для «Фонтанки.ру»
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».














