
Вопреки прогнозам экспертов Банк России не сохранил ключевую ставку на уровне 17%, а снизил её до 16,5%. Шаг кажется незначительным, но рынок воспринял его с позитивом. Однако это — лишь верхушка айсберга. Основание скрыто в обновленном прогнозе: в ответ на повышение НДС для нужд государства регулятор отложил достижение своей цели по инфляции в 4% на 2027 год, платить за это придется более длительным периодом высоких ставок.
Символическое снижение
Эксперты в основном прогнозировали сохранение ставки на уровне 17% годовых, но допускали, что маленький шаг на снижение возможен. Например, накануне первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов говорил журналистам, что ЦБ ждет очень сложное заседание, которое станет «тестированием» жесткости его намерения достичь 4% по инфляции к концу 2026 года.
«Если это намерение действительно сильное и бескомпромиссное, то я искренне считаю, что ставку нужно оставить неизменной. Если допускается достижение таргета позднее и приоритет будет иметь, например, недопущение переохлаждения экономики, то возможно какое-то символическое снижение», — говорил он.
В итоге совет директоров выбрал второй вариант — продемонстрировал символическое снижение сейчас, но ухудшил прогноз на будущее.


Так, если раньше цель по инфляции в 4% ЦБ планировал достичь к концу 2026 года, теперь в прогнозе предусмотрена вариативность — 4-5%. Железные 4% переместились на 2027 и 2028 годы, и такие перемещения мы видели уже много раз.
Ранее ожидалось, что средняя ключевая ставка в 2026 году составит 12-13%. Теперь — 13-15%. Разница в 2 процентных пункта — существенная.
Прогноз по средней ключевой ставке на 2027 год не изменился — 7,5-8,5%.
Подробности решения станут известны 5 ноября, когда выйдут резюме обсуждения ключевой ставки и комментарий к среднесрочному прогнозу.
Компромиссы
В комментарии к своему сегодняшнему решению ЦБ указал на то, что инфляция растет, но это вызвано разовыми факторами, действие которых временно. К этим факторам относится рост цен на бензин и более быстрое, чем обычно, сезонное удорожание овощей и фруктов. Представления граждан о том, какой будет инфляция через год, не изменились, а ценовые ожидания предприятий — повысились.
В конце 2025-го — начале 2026 года на цены продолжат влиять разовые факторы, но теперь уже связанные с подстройкой к повышению НДС с 20% до 22%. Зачем это нужно, читайте в материале «Фонтанки» о том, как в Госдуме в первом чтении принимали поправки в Налоговый кодекс. Одобряя непопулярные меры, парламентарии прибегали к словесным интервенциям: «Мы ждем от Центрального банка конкретных шагов по снижению учетной ставки». Вот, дождались.
Предполагается, что эффект от повышения НДС постепенно сойдет на нет и рост цен успокоится, а способствовать этому будут высокие ставки. Чтобы добиться цели по инфляции в 4%, потребуется «продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики».
Простыми словами, сегодняшнее снижение ключевой ставки носит скорее терапевтический характер. Существенно положение дел такой маленький шаг не изменит. Это — компромисс, в моменте удовлетворяющий потребности всех сторон, но в будущем нас ждут немного более тяжелые времена, чем предполагалось. Это тоже результат компромисса — между интересами тех, кто реализует бюджетную политику, и теми, кто управляет денежно-кредитной.
Что будет дальше
Прогнозы на то и прогнозы, чтобы не сбываться. ЦБ пересматривает свои четыре раза в год. В следующий раз это произойдет 13 февраля.
Есть риски, что инфляционное давление будет более устойчивым, чем предполагается, говорит Евгений Жорнист, руководитель дирекции по работе с инструментами с фиксированной доходностью УК «Альфа-Капитал». Например, из-за оживления потребительской активности и кредитования компаний, а также меньшего дезинфляционного эффекта бюджета.
Но и обратная ситуация возможна. «В дальнейшем темпы снижения ключевой ставки могут ускориться, если ослабнут некоторые проинфляционные риски, такие, как жесткие условия на рынке труда, например», — считает аналитик компании «Цифра брокер» Егор Зиновьев.
По словам Жорниста, для рынка повышение прогноза стало разочарованием. И акции, и длинные ОФЗ после первого позитивного импульса перешли к снижению.
«На наш взгляд, логичнее было бы сохранить ставку сейчас и позже, когда инфляционные риски станут менее выраженными, снижать ее более быстрыми темпами. Сегодняшнее осторожное снижение с повышением прогноза, напротив, сдвигает ожидания по смягчению политики вправо — ЦБ, вероятно, дольше останется жестким. Тем не менее мы сохраняем прогноз ключевой ставки в диапазоне 12–14% на конец 2026 года», — добавил эксперт.
Вклады и ипотека
Банки, конечно, продолжат сохранять относительно высокие ставки по краткосрочным вкладам, а также запустят волну предновогодних предложений. Несмотря на снижение ключевой ставки, рынок рублевых сбережений после замедления в августе — сентябре снова перейдет к росту в октябре — ноябре. Этому будет способствовать традиционная сезонная активность банков и вкладчиков в четвертом квартале, считают в ВТБ.
А вот для оживления строительного рынка и нельготного ипотечного кредитования еще слишком рано. Застройщики рады решению ЦБ, но наперебой рассказывают об уровне ставок, который сделает жилье действительно доступным. Здесь есть разные точки зрения.
«Опыт и статистика прошлых лет показывает, что массовое оживление спроса наступает, когда ставки достигают психологически важной отметки в районе 12-10%», — оценивает Жанна Белянкина, коммерческий директор федеральной компании DOGMA.
«Снижение ключевой ставки в сочетании с субсидиями от самих застройщиков повышает доступность рыночной ипотеки, и мы ожидаем увеличения объемов кредитования. Однако для полноценного оживления рыночных ипотечных программ ставки должны достичь уровня 7-9% годовых», — комментирует Рустам Азизов, директор по ипотечным продажам и внедрению финансовых инструментов ГК «А101».












