Выставка «Бернардо Луини. К завершению реставрации» будет посвящена одному из крупнейших ренессансных мастеров ломбардской школы. Бернардино Скапи (ок. 1480 — 1532), он же Бернардо Луини, как отмечают в музее, так проникся стилем Леонардо да Винчи, что полностью подчинил свою манеру леонардовской. Сделал из живого дыхания Ренессанса коммерчески успешные формулы.

Бернардино Луини, Святой Себастьян (до реставрации)
Впрочем, всё искусство, созданное людьми, можно соотнести с «формулами», это вопрос личного отношения зрителя и заказчика, вкуса, контекста эпохи. В XVIII–XIX веках Луини критиковали за слащавость и декоративность (и это на фоне академизированного барокко, рококо и бидермайера), между тем после реставрации, которую «Святой Себастьян» и «Святая Екатерина» прошли в Эрмитаже, можно оценить утончённую живописную манеру и высочайшее мастерство художника.

Бернардино Луини, Святая Екатерина (до реставрации)
Всего на выставке в Аполлоновом зале (№ 260) будет три вещи: «Святой Себастьян», «Святая Екатерина» и «Распятие с Мадонной, святыми Павлом, Марией Магдалиной, Иоанном и Франциском». Первые две картины прошли через исследование в Отделе научно‑технической экспертизы Эрмитажа и реставрацию в Лаборатории научной реставрации станковой живописи музея. Над «Святым Себастьяном» работала художник-реставратор высшей категории Мария Шулепова, а над «Святой Екатериной» — художник-реставратор первой категории Андрей Цветков. После расчистки от слоёв старых потемневших лаков и поздних записей картины выглядят свежо и ярко: последнее, о чём хочется говорить, глядя на них теперь — это «слащавость». После выставки «Святой Себастьян» и «Святая Екатерина» займут своё традиционное место в зале № 215 Большого (Старого) Эрмитажа, посвящённом ученикам и последователям Леонардо да Винчи.
Ну а «Распятию» ещё предстоит пройти через исследования и кропотливую реставрацию. Курирует выставку старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Зоя Купцова.
Выставка «Бернардо Луини. К завершению реставрации» пройдёт в Аполлоновом зале (№ 260) Главного музейного комплекса с 18 октября по 23 ноября 2025 года. 0+














