
Главный научный сотрудник Российского этнографического музея, доктор исторических наук Изабелла Шангина ответила на вопросы «Фонтанки» о кокошниках — в связи с модой на них, высказыванием президента и резко выросшим спросом. Выяснилось: носим мы с вами (если и носим) совсем не кокошники, и вообще, по исходному смыслу предмета, носить бы его не тем, кто это делает. А курицы тут вообще ни при чем.
Владимир Путин, выступая на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», упомянул, что его радует мода среди девушек носить кокошники.
«Девушки на свои мероприятия приходят в кокошниках, русских нарядах — сказал президент. — Знаете, это не шутка. Меня это очень радует. Почему? Потому что это значит, что, несмотря на все попытки разложить наше российское общество изнутри, наши противники не добиваются никакого результата, а наоборот, эффект обратный ожидаемому получают».
Трудно сказать, знали или нет модницы Ленобласти, какую стратегическую задачу они выполняли, но еще до высказывания президента 30 августа — на День города и района во Всеволожске — они зафиксировали рекорд России.
А уж после выступления президента, как выяснилось, интерес к кокошникам на маркетплейсах вырос втрое, причем на Петербург и Ленинградскую область пришлось 19%.
«Фонтанка», в свою очередь, приценилась к кокошникам не простым, а необычным.
«Кокошник — праздничный головной убор русских замужних женщин, девушки кокошники не носили, — рассказала Шангина. — Распространен в основном в северных и центральных областях Европейской России, известен на Урале и в Сибири у русских переселенцев из северных и центральных областей. Бытовал уже в XV–XVI веках в Московской Руси».

«Портрет купчихи в кокошнике», Дрождин (Дрожжин) Петр Семенович, 1796 г.
В XVI–XVII веках этот головной убор был праздничным для замужних представительниц всех сословий. А в XIX веке его носили крестьянки и женщины из небольших уездных городов, в основном купчихи.
Она объяснила, что кокошником «имеет право» называться только предмет особой конструкции и функционала.
«Кокошник представляет собой головной убор на твердом каркасе, который надевали на голову так, чтобы он полностью закрывал волосы, так как замужняя женщина не имела права показывать их людям, даже собственному мужу или свекру, — объяснила ученый. — По поверью, женщина с непокрытой головой могла принести несчастье дому и хозяйству. Больше никакого смысла в этот головной убор не закладывали. Просто он указывал на то, что перед нами замужняя женщина — баба, но не старуха».

«Портрет пожилой женщины в кокошнике», неизвестный художник, XIX в.
При этом русская женщина, конечно, не всюду и не всегда ходила в кокошнике.
«Кокошник снимали с головы, когда ложились спать, заменяя его повойником — вроде современного детского чепчика, который завязывался на затылке, а не под подбородком, — поделилась доктор исторических наук. — В будние дни кокошник заменяли повойником с платком или надевали облегченный кокошник: без всяких украшений.

«Портрет неизвестной молодой женщины в русском костюме и кокошнике», Василий Чеховский, 1895–1896 гг.
Если при этом посмотреть этимологию слова «кокошник» в интернете, — все пишут про курицу. Но почему — загадка даже для специалистов.
«Почему название этого головного убора ассоциируется у людей с кокошью, то есть с курицей, точно неизвестно, — признает этнограф. — Вероятно, эта ассоциация возникла исходя из формы некоторого вида кокошников, имеющих сверху возвышение, несколько похожее на гребень».
А вот для депутата Госдумы Ксении Горячевой и многочисленных блогерш в Этнографическом плохие новости: «То, что у нас по телевидению и в интернете называют кокошником, — это венец».
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».













