Революционное правительство национализировало тысячи ценных (и не только своей древностью) икон. Потенциально это был экспортный товар: на индустриализацию требовались деньги. Сейчас это сложно представить, но мировой спрос на этот «товар» еще надо было создать. Подробности узнаем 14 мая от исследователя судеб икон в 1920–1930-е годы, доктора исторических наук Елены Осокиной. Бесплатно. 18+

«Парадокс заключается в том, что основатели советской плановой, нерыночной экономики /…/ выступили как основоположники антикварного мирового рынка русских икон», — комментировала в одном из интервью Елена Осокина, профессор истории России и СССР Университета Южной Каролины.
Интерес к эстетической стороне русских икон в самой России «случился» еще до революции. Однако еще мало кто рассматривал икону и как произведение искусства: все-таки предмет культа. После революции воспринимать икону как произведение русского искусства опять же мешала ее принадлежность к религиозному культу — и, значит, «вредность». Ситуация деликатная: государству нужна валюта, чтобы развивать промышленность; деньги можно получить, продав иконы, но за рубежом русская икона малоизвестна, и этот «товар» надо эффектно представить как произведение искусства, несмотря на всю его «вредность».
Детали узнаем 14 мая на лекции «Продать иконы! Советская индустриализация и создание мирового рынка русского религиозного искусства». Лекция будет очно в ЕУСПб (Гагаринская ул., д. 6/1, А, Золотой зал) и онлайн. Для участия в любом из форматов нужно зарегистрироваться на Timepad. Начало в 17:00.