На Витебский вокзал в Петербурге прибывает паровоз. В лучах майского солнца он медленно подплывает к перрону. Мощная машина выдыхает облака белого пара, и этот звук — шипящий, торжественный — разносится над площадью, заглушая на мгновение людской гомон. С протяжным гудком он замирает, и оркестр взрывается звуками марша. Перрон пестрит от разноцветья одежд и букетов. Взволнованная толпа горожан с цветами в руках подается вперед, глаза ищут знакомые лица в окнах вагонов.
Прибытие на Витебский вокзал паровоза Эу 699-74 — это «живой» кадр из нового историко-культурного проекта Октябрьской железной дороги, созданного к 80-й годовщине Победы. Уникальный аудиоспектакль «Путь к Победе», режиссерскую версию которого представили 7 мая, — эмоциональное и достоверное повествование о подвиге железнодорожников в годы Великой Отечественной войны, проложившем путь к спасению через «коридор смерти».
Голоса героев, стук колес и гудки паровозов создают эффект погружения. Это не просто рассказ о событиях прошлого, а живая память, переданная через звук, архивные документы и подлинные артефакты.
«Мероприятие мы готовили с декабря. Материалы собирали из разных источников: экспонатов Музея железных дорог России, военных книг, личных наработок коллег, ранее занимавшихся тематическими выставками. В литературное произведение их трансформировала оперный режиссер и автор множества культурных проектов Ирина Гаудасинская, а „оживили“ актеры театров», — делится руководитель проекта Серафима Горностаева.






В основу аудиоспектакля легли реальные истории машинистов, путейцев, диспетчеров и других работников магистрали, которые под бомбежками и обстрелами строили ветку от станции Поляны до Шлиссельбурга и обеспечивали движение поездов. Благодаря их мужеству эвакуировали миллионы людей, доставляли грузы на фронт, спасали блокадный Ленинград.
«Буквально за короткий срок работы Дороги Жизни было привезено порядка полутора миллионов тонн грузов. Мало кто знает про подвиг железнодорожников, когда после удачной операции „Искра“ появился коридор и в кратчайшие сроки, с 18 января до 7 февраля 1943 года, за 17 дней, 33 километра было построено под перекрестным огнем», — рассказывает начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин.
Начиная с 7 мая и до конца года аудиоспектакль можно прослушать бесплатно в телеграм-боте проекта «Путь к Победе».
Больше тайных троп, живых историй и необычных мест — в нашем telegram-канале «Серебряное ожерелье» с «Фонтанкой». Подписывайтесь, ваше следующее путешествие начинается здесь.