Афиша Plus Музыка Куда пойдем сегодня Дом Радио Византия на Невском: Курентзис и musicAeterna исполнили древнейшие песнопения с музыкантами Греции и Ливана

Византия на Невском: Курентзис и musicAeterna исполнили древнейшие песнопения с музыкантами Греции и Ливана

11 237
Византия на Невском: Курентзис и musicAeterna исполнили древнейшие песнопения с музыкантами Греции и Ливана | Источник: Люда Бурченкова / musicAeternaВизантия на Невском: Курентзис и musicAeterna исполнили древнейшие песнопения с музыкантами Греции и Ливана | Источник: Люда Бурченкова / musicAeterna
Источник:

Люда Бурченкова / musicAeterna

Концерт как священнодействие — формула большой части выступлений Теодора Курентзиса, и в двух апрельских концертах цикла «Ночные бдения» во временном «Доме Радио» это кредо приблизилось к буквальному воплощению. Атмосфера таинства, поддерживаемая костюмами и движениями; тепло свечей; «пряные» восточные мелизмы у голосов, тончайше выверенных — интонационно и по окраске; отдаленные раскаты грома ударных и незнакомые широкому российскому слушателю музыкальные инструменты и вокальные традиции — за все это публика двух петербургских вечеров, не задумываясь, отдала десятки тысяч рублей, раскупив билеты за пару дней.

На сцене сошлись два хора: женская часть хора musicAeterna и хор musicAeterna Byzantina, в котором поют «аутентичные» греки — корпулентные мужчины с мощными голосами — и который базируется и концертирует на родине, приезжая в Россию время от времени под конкретные программы-события.

Бесспорно, событиями стали петербургские концерты: в новой программе, названной «Ангел вопияше» (по одному из сочинений) и посвященной Пресвятой Богородице, сошлись разные христианские музыкальные традиции — греко-византийская переплеталась с русской, тут же проявлялись древнейшая коптская (III–IV веков) и амвросианская (VI век), а кульминацией стало сочинение самого Теодора Курентзиса. Своими мелодическими интонациями и вибрациями ударных, напомнившими далекий гром, оно создало напряжение, необходимое для драматургии всего действа, состоявшего из более спокойных духовных сочинений (тропарей, канонов, гимнов, молитв).

Источник: Люда Бурченкова / musicAeternaИсточник: Люда Бурченкова / musicAeterna
Источник:

Люда Бурченкова / musicAeterna

Программа получилась уникальной — не только потому, что в Петербурге больше такого нигде «не делают»: мистерия со свечами, продуманным выходом хористов в длиннополых платьях (у девушек musicAeterna — светлых, у Byzantina — темных), с убранными волосами, с расположением в центре зала и хор напротив хора, с двумя, а то и тремя дирижерами (кроме Теодора, певцы греческого и российского хоров) — и все это не где-то на сцене, а на одном уровне с публикой, когда можно рассмотреть, как хористы водят указкой по разложенным на пюпитрах большим нотам.

Кстати, следить по нотам греческим хористам приходится не от недостатка репетиций: хормейстер-постановщик концерта Катя Дондукова пояснила «Фонтанке», что в византийской традиции другая система, там не прописаны ноты в нашем понимании — а у самих нот даже другие названия: есть текст и подобие наших «крюков» (знаки древнерусского безлинейного нотного письма), и дирижер «управляет текстом». А длительность звуков не прописана, и, например, смену исона — тянущегося басового голоса — показывают большим махом руки. Также движениями рук показывают и мелизмы — витиеватые мелодические украшения.

Кстати, на исполнение одного из песнопений Теодор Курентзис и Антониос Кутрупис (хормейстер musicAeterna Byzantina, к слову, выпускник вокального факультета Петербургской консерватории) поменялись хорами.

«Мы продемонстрировали обмен традициями: наш классический дирижер пошел к византийцам, а „византийский“ дирижер пошел к нашему классическому хору», — пояснила Дондукова.

Источник: Люда Бурченкова/musicAeternaИсточник: Люда Бурченкова/musicAeterna
Источник: Люда Бурченкова/musicAeternaИсточник: Люда Бурченкова/musicAeterna
Источник: Люда Бурченкова/musicAeternaИсточник: Люда Бурченкова/musicAeterna

Еще одна особенная составляющая концерта — в нем принимали участие приглашенные солисты: ливанская вокалистка Рибаль Вебе (в Ливане христиане — треть населения), чей голос проплетал невообразимые ближневосточные вокальные «кружева», и греческий исполнитель на классической критской лире Йоргос Калудис.

Также уверенную и спокойную интонацию вносили тексты о житии Пресвятой девы, которые прочла актриса Алла Казакова, а расширяли музыкальное пространство концерта звуки псалтериума и органетто Ольги Комок, ударные оркестра musicAeterna и «Бикапо» — звуковые кинетические скульптуры, конструкции и объекты из металла, придуманные Германом Виноградовым.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE18
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5