Департамент транспорта Москвы на прошлой неделе призвал сервисы аренды электросамокатов резко повысить штрафы за езду вдвоем и передачу управления несовершеннолетним — до
Раньше такие высокие штрафы были предусмотрены только для нетрезвых водителей, а их жесткость компенсировалась трудностью подтвердить изменение сознания. Юристы называют инициативу позитивной, но указывают на очевидные проблемы со взысканием таких штрафов.
Что случилось
На прошлой неделе в Москве очевидцы засняли самокатчика, который грубо нарушил сразу три правила безопасного пользования сервисом. Мужчина ехал по краю проезжей части с пассажиркой, а за спиной у него была сумка, в которой находился ребенок.
«Не устаем повторять: поездки с детьми на электросамокате недопустимы. Пренебрегая этим простым правилом, родители подвергают себя и ребенка серьезной опасности. Когда центр тяжести смещен, даже небольшая кочка может обернуться серьезными травмами», — прокомментировали в столичном дептрансе. Как сообщил заместитель мэра столицы Максим Ликсутов, нарушителя опознали по камерам и номеру на самокате, а после выписали по штрафу за каждое из нарушений и заблокировали его аккаунт.
Речь идет о штрафах, которые предусматривают операторы кикшеринга за нарушение правил использования сервиса. Когда человек арендует самокат, он соглашается соблюдать условия, прописанные в договоре оказания услуг. Там среди прочего прописано, что делать запрещено и какое наказание за это можно получить, — предупреждение, штраф, блокировку на время или навсегда.
Если считать по усредненной таксе, отличившийся на видео нарушитель наездил не менее чем на
Кикшеринги накладывают на своих пользователей более существенные штрафы. По крайней мере, в офертах прописаны крупные суммы. Поэтому транспортные власти столицы предложили именно компаниям увеличить штрафы за езду вдвоем и передачу управления детям до
Последний раз кикшеринги ужесточили условия в конце мая 2024 года. Три оператора аренды выступили единым фронтом, увеличив штрафы за езду вдвоем
Нарушителям из Петербурга приготовиться
Предложение коллег из Москвы поддержали в петербургском комитете по транспорту. «При внесении кикшеринговыми компаниями соответствующих изменений в пользовательские соглашения это будет распространяться на всю Россию, так что мы поддерживаем эту инициативу», — сообщили «Фонтанке» там.
О готовности внести соответствующие изменения в систему штрафов первым заявил сервис «МТС Юрент». «Штрафы применяются единообразно во всех регионах присутствия», — подтвердил бизнес слова чиновников.
До этого кикшеринг уже усилил борьбу с поездками на своих электросамокатах с детьми. С помощью интеграции с «МТС ID» сервис выявил и заблокировал более
Также компания увеличила на улицах количество своих консультантов по безопасности. Они выявляют нарушителей и отправляют информацию о них в службу поддержки сервиса. «Эти меры уже позволили нам снизить число поездок вдвоем и случаев управления самокатами несовершеннолетними. Однако часто именно родители передают аккаунты своим детям или встают вместе с ними на один самокат. Считаем, что повышение штрафов за такие нарушения позволит им ответственнее относиться к ПДД, своей безопасности, безопасности своих детей и всех участников дорожного движения», — прокомментировали в пресс-службе сервиса.
Два других крупных игрока рынка кикшеринга не стали спешить с заявлениями, но отреагировали в целом положительно. «На данный момент речь идет о предложении, детально этот вопрос еще не проработан. Мы регулярно пересматриваем штрафные санкции и не исключаем дальнейшего их увеличения», — сообщили «Фонтанке» в Whoosh. Там напомнили, что штраф за передачу самоката несовершеннолетнему сейчас составляет
«При этом важно понимать, что безопасность зависит не только от размеров штрафов, но и от просветительской работы в отношении ПДД для СИМ. Наш сервис ведет активную деятельность в этом направлении: школы вождения, социальная реклама, обучающие материалы и лекции для учебных заведений», — отметили в компании. Работу в этом направлении в том или ином масштабе ведут все сервисы.
«В рамках постоянного процесса по работе с нарушителями "Яндекс Go" уже пересматривает размер штрафов, чтобы поднять санкции за особо грубые нарушения. В том числе за езду вдвоем и передачу аккаунта несовершеннолетнему», — сообщили «Фонтанке» в пресс-службе сервиса. К слову, именно «Яндекс» предусматривает самый суровый штраф за нетрезвое вождение —
Статистика
В этом сезоне кикшеринги стали активнее наказывать своих пользователей, объявив политику нулевой толерантности к нарушениям. Так, с начала сезона «МТС Юрент» вынес более
В Whoosh сообщили, что с начала сезона в Петербурге оштрафовали и заблокировали более
Самые частые нарушения, которые допускают пользователи, — неправильная парковка и неспешивание на пешеходном переходе. Езда на самокате вдвоем и передача управления несовершеннолетнему — более серьезные нарушения, за которые может последовать сразу и штраф, и блокировка. Взыскание штрафов за нетрезвое вождение — явление редкое, в том числе потому, что требует более серьезной проверки и здесь нельзя обойтись без правоохранительных органов.
«Штраф за управление самокатом в состоянии алкогольного опьянения может быть выписан только по результатам медицинского освидетельствования и документального подтверждения. Такое может произойти, если водитель самоката станет участником ДТП или будет проверен сотрудниками ГАИ в рамках рейда. Это единичные случаи», — пояснили в Whoosh.
В «МТС Юрент» «Фонтанке» рассказали, что сервис выносил штраф за пьяную езду один раз на юге страны: «Мы получили доказательства от ГАИ (результаты медосвидетельствования), что пользователь был нетрезв в момент управления самокатом».
Подтверждение того, что кто-то ездил на самокате с пассажиром, требует меньше усилий — достаточно фотографии или видео. А дальше дело техники: аккаунт вычисляют по номеру самоката (он может попасть на фото очевидца или городские камеры), времени и месту поездки. Вычислять несовершеннолетнего труднее. Если следовать логике, он должен столкнуться с лицом, которое уполномочено на проверку документов. То есть здесь без правоохранителей или чиновников не обойтись, если, конечно, ребенка раньше не вычислит и не заблокирует алгоритм.
Как следует из статистики МВД, за первую половину 2024 года в стране зафиксировано
Как сервисы списывают штрафы
Кикшеринги штрафуют не за нарушения ПДД (этим занимаются ГАИ и участковые), а за нарушения условий договора об оказании услуг (оферты). Пользователь не получит доступ к сервису, если не согласится исполнять прописанные в договоре обязанности.
Одно из условий — привязка к аккаунту банковской карты. В начале поездки на ней временно замораживается определенная сумма как бы в качестве залога, а также с нее списывается оплата и штрафы. У всех компаний, по аналогии с каршеринговыми сервисами, прописана возможность безакцептного списания средств. Оно производится без получения дополнительного согласия пользователя. На деле есть исключения.
«Пока пользователь не подтвердит списание со своей банковской карты, привязанной в "Яндекс Go", ему ограничивается доступ к аренде самокатов», — сообщили «Фонтанке» в одном из сервисов.
Если на карте недостаточно денег, списание замораживается, и баланс аккаунта «уходит в минус», объяснили в «МТС Юрент». Воспользоваться услугами пользователь не сможет, пока не погасит задолженность, а если подключит другую карту, недостающая сумма спишется с нее. И так будет со всеми картами до тех пор, пока задолженность не погашена.
Можно ли оспорить штраф
Отношения кикшеринга и пользователя регулируются договором. Если стороны считают, что их права нарушены, они могут обратиться в суд. Несмотря на десятки и сотни тысяч штрафов, в судах пока тишина. Взять хоть Пресненский районный суд Москвы, который операторы кикшеринга указывают в качестве приоритетного, если не установлена специальная подсудность. Ни одного гражданского иска, где оспаривалось бы взыскание штрафа компанией, в картотеке на его сайте найти не удалось. Возможно, взысканий просто еще не так много в масштабе страны, а особо крупные применяются крайне редко.
Даже несмотря на возможность безакцептного списания денег, не у всех на карте может оказаться крупная сумма денег. Допустим, списали то, что было; петербургский адвокат Александра Гудименко отмечает, что, если человек не желает платить, компании в любом случае придется обратиться в суд, чтобы взыскать остаток штрафа. Как правило, заодно с виновной стороны просят взыскать юридические расходы, которые могут составить, по оценке эксперта, еще
Она обращает внимание на то, что, раз в договоре прописан порядок взимания штрафов, должен быть и механизм досудебного урегулирования конфликтов, сроки, в которые можно производить списание, и ответственность компании за случаи, когда оно произошло по ошибке.
«Не так, что ты сидишь себе дома, вдруг у тебя раз, какие-то деньги списали с карточки. Оказалось, что где-то кто-то что-то напутал, а ты в это время покупал лекарство за последние рубли, — говорит адвокат. — И конечно, в любом случае это все оспоримо, но если досудебный порядок четко не прописан, тогда это все оспоримо в суде».
Кроме того, если человек не оспаривает сам факт нарушения, он все равно может обратиться в суд за снижением суммы взыскания из-за несоразмерности нарушению. Такая практика существует, например в отношении каршерингов. Их штрафы за передачу аккаунта другому лицу составляют до
Но при этом надо помнить, что на судебный процесс нужно время и значительное количество денег. Судиться из-за относительно небольших сумм
Это сработает?
Депутат Законодательного собрания Петербурга, председатель комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилёв назвал само предложение московского дептранса хорошим. «Оно показывает, что штрафы, которые есть сейчас, по факту не работают», — отметил парламентарий в беседе с «Фонтанкой».
При этом он считает, что штрафы должно накладывать и взыскивать государство, только тогда они будут работать по-настоящему. Санкции кикшерингов депутат называет «псевдоштрафами», которые сделаны для того, «чтобы СМИ лишний раз написали, насколько это безопасно и круто». Парламентарий заявил, что не верит в них. «Просто они (кикшеринги. — Прим.ред.) поддерживают какую-то информационную волну, но, я думаю, это работать не будет», — подчеркнул депутат.
В то же время альтернативы пока нет. Поправки в КоАП, ужесточающие штрафы для пользователей СИМ, все еще не приняты. Петербургские депутаты также разрабатывают проект федерального закона, который, по словам Цивилёва, позволит вводить опознавательные знаки, которые будут считываться камерами, и нечто вроде «паспорта», чтобы определять, кто находится за рулем самоката.
Как говорил на прошлой неделе вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков, чиновники планируют строить велодорожки за счет налогов от кикшерингов, а также за счет штрафов, которые компании берут с нерадивых самокатчиков. С начала года накопилось порядка
Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»