Реклама

Сейчас

+12˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+12˚C

Небольшая облачность, Без осадков

Ощущается как 9

3 м/с, ю-з

767мм

46%

Подробнее

Пробки

2/10

Реклама

«Побежали-побежали-побежали — и вот мы уже впереди»

2095

Дмитрий Догадин, директор департамента закупок автомобилей Автохолдинга РРТ, рассказал «Фонтанке» о том, что такое параллельный импорт автомобилей в современной России.

Фото: Михаил Огнев/ «Фонтанка.ру»
ПоделитьсяПоделиться

Сегодня на автомобильном рынке России много игроков, кто называет себя участником ВЭД. Однако по факту мы видим, что подавляющее их большинство использует в своей работе серые схемы. Мы для себя очень давно решили работать только по белому: мы сами покупатели, сами перевозчики и сами продавцы.

Наш холдинг существует более 30 лет — отсчет мы ведем с тех пор, как Олег Барабанов и Михаил Орехов основали сначала гоночную команду, а потом тюнинговую фирму «Ретус Ралли Тим». Сегодня РРТ имеет 14 автоцентров ведущих мировых брендов и представлен в восьми городах России. Geely и УАЗ в Пскове, Exeed в Казани, Мурманске и Вологде, Chery в Воронеже, Мурманске и Вологде, Omoda в Мурманске и Петербурге. А наш РРТ-Аукцион работает на все города России.

И вот теперь — в свете ухода из России многих популярных брендов — у нас появилось новое подразделение — «РРТ-Импорт». Оно занимается поставками по параллельному импорту, то есть, без согласия правообладателей и производителей. Из-за санкций против нашей страны становится все тяжелее и тяжелее обеспечивать потребности людей. К нам за последний год часто приходили клиенты с запросами «хочу такую-то машину», «хочу такую-то запчасть» — а мы не могли эти запросы удовлетворить. Недолго думая, мы открыли новое направление. Побежали-побежали-побежали — и вот мы уже впереди всего рынка.

Потому что у нас практически у единственных в России автомобили с полным таможенным НДС, мы не используем никаких серых схем, посредников из Киргизии и Белоруссии — однако уже покрываем 90% запросов наших клиентов. Хотим выйти на 100%, а лучше на 110%.

Сегодня мы практически закрываем потребности корпоративных парков, большинство запросов от лизинговых компаний — потому что премиальные машины (мы так называем те, что стоят более 50 тыс. долларов) нужны всегда и везде. И не только. К нам сегодня может спокойно обратиться любое физлицо, которое скажет: хочу привезти себе новый BMW X7. Мы найдем его либо в одной стране, либо в другой — и в течение 90 дней обеспечим ему поставку. Мы работаем везде и можем привезти все, что угодно.

Коллеги из «Автостата» показали нам динамику импорта новых легковых автомобилей и продаж автомобилей с пробегом в 2021–22 годах. И мы видим, что в феврале-марте 2022 года было падение импорта в четыре раза, с 20 тыс. до 5 тыс. штук в месяц; весна-лето слабые попытки восстановления, и осенью резкий, кратный рост, так что показатели ноября (26 тыс. машин) и декабря (30 тыс. машин) превысили даже пиковые показатели прошлых лет.

Одновременно мы видим, как до апреля 2022 года рынок подержанных авто болтался на уровне 10–15 тыс. штук в месяц, а с мая пошел резкий рост: в сентябре пробило планку в 30 тысяч, а в декабре подошло к 40 тысячам машин.

Эта динамика четко показывает момент, когда у нас в стране все стали везти все, что только могут. Сегодня разве что электрики и сантехники не занимаются перепродажей автомобилей, и все показывают, какие они успешные, и как все у них здорово. А по факту выясняется, что не все так красиво, как они рассказывают.

Одни возят через Беларусь, Казахстан, Киргизию — «вешая» машины на всевозможных льготников: многодетные семьи, людей с инвалидностью. Их ищут в Сети или через объявления на столбах, предлагая по 200–500 долларов за машину. По белорусской статистике в 2023 году такой «импорт» составляет до 80% от всего рынка проданных в республике машин. Но тут проблемы могут возникнуть в первую очередь у самих льготников, которые согласились поработать «вешалками»: к ним будут вопросы у налоговых органов. Проблема же россиян, которые купят BMW или Tesla, привезенные по этой схеме, в том, что им никак не проверить законность первичной сделки по покупке этой машины там, за рубежом. А там, например, возможна так называемая «лизинговая» схема, которая опасна уже для конечного покупателя. Покупается машина, находящаяся в Европе в лизинге, и по закону она остается в собственности лизингодателя до полной оплаты. Дальше лизингодатель объявляет машину в розыск — и она обнаруживается у россиянина, который ее лишается по суду.

В середине февраля была встреча бизнеса с Центральной акцизной таможней, и мы смогли задать вопросы, они ответили, таможня задала свои вопросы — и нашли точки соприкосновения. Теперь проблем у бизнеса с акцизной таможней будет меньше. Теперь понятно, как списывается утиль, можно перепроверить автомобили — ввозились они ранее в Россию или нет. Потому что много есть машин, которые ввозились через страны Евразийского союза и не совсем честным путем. Теперь таможня дала разъяснения — где это и как посмотреть.

Впрочем, единственный вариант как себя обезопасить от всевозможных схем, работает только в момент покупки. Надо просто смотреть: есть ли на машине европейский таможенный НДС. Если есть, и возможен возврат НДС, то машину можно покупать, он по любому чистая, потому что на лизинговую машину НДС не будет. Если НДС есть, продавец обязательно его укажет.

Если нет, то только официальные дилеры могут помочь. Потому что с рук можно купить все, что угодно. В Эмиратах можно купить машину, угнанную в Канаде — потому что по закону Эмиратов, если угнанная машина въехала туда, она может там эксплуатироваться. Но при вывозе у тебя ее заберут.

Все правовые дискуссии «Фонтанки» — здесь.

Фото: Михаил Огнев/ «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close